На какие письма мошенников с вредоносными программами ведутся брянские работники

Картина дня

От «даты отпуска» и “важного письма HR’а” до “изменения пароля к рабочему аккаунту” и “просьбы срочно получить премию”. На какие “корпоративные” сообщения сторонних аферистов попадаются работники компаний и предприятий Брянской области, рассказали специалисты МегаФона и «Лаборатории Касперского» по итогам совместного анализа тренировочных фишинговых рассылок.

Эксперты пришли к выводу, что организациях, которые регулярно проводят обучение по информационной безопасности, сотрудники лучше распознают цифровые угрозы и в шесть раз реже открывают потенциально опасные письма.

В рамках проведенного анализа* специалисты МегаФона и «Лаборатории Касперского» зафиксировали, что в тренировочных сообщениях 40% работников переходят по подозрительным ссылкам. При этом каждый четвёртый (10% от общего числа) вводит конфиденциальные данные на специально созданной тестовой странице. Ещё 9% открывают вложения, которые в реальных кибератаках могут оказаться вредоносными. При проведении одной из проверок был зафиксирован рекордный показатель компрометации данных — 38%.

Наибольшее доверие у сотрудников вызывают письма якобы от HR-, финансового и ИТ-отделов. Например, из сообщения на тему «Расчёт премий» по тренировочной ссылке перешло 66,5% адресатов. Письмо с темой «Пароль к вашему аккаунту изменён» заинтересовало почти четверть (24%). Также без внимания не остались уведомления о якобы «Нарушении корпоративной политики использования интернет-ресурсов»: по ссылке из сообщений с таким заголовком кликнул каждый пятый получатель.

Кроме того, по 16% участников тестовых рассылок поверили ненастоящим письмам с темами «Ваша страховая компания отклонила ваше заявление как немедицинское» и «Расчёт налоговых задолженностей за текущий календарный год».

Специалисты отмечают, что систематическое обучение сотрудников даёт заметный результат. Среди прошедших обучающие программы только 7% открывают подозрительные письма, лишь 2% переходят по сомнительным ссылкам (в 20 раз меньше, чем среди необученной аудитории) и всего 0,2% компрометируют данные (в 190 раз ниже максимального показателя).

«Сегодня фишинг остаётся главным инструментом компрометации даже самых защищённых компаний: большинство крупных резонансных атак реализуется через фишинговые схемы и компрометацию данных. Компании начинают осознавать ценность обучающих программ и регулярных тренировок — 95 % корпоративных клиентов ежегодно повторяют мероприятия. При этом спрос на такое социотехническое тестирование растёт незначительно — всего на 3,5 % в год», — отметил Демид Балашов, руководитель направления по развитию продуктов кибербезопасности МегаФона.

Чтобы им успешно противостоять, организации должны сочетать технические и нетехнические меры. Они обязаны не только использовать надёжные защитные решения, но и повышать уровень киберграмотности в коллективе.

“Задача обучения в области цифровой грамотности — не просто давать знания, а менять отношение сотрудников к информационной безопасности. Это длительный процесс: чтобы быть эффективным, он должен вестись на регулярной основе. К тому же программу и список необходимых тем нужно выбирать в зависимости от профиля риска работника. Необходимо проводить проверки, например в виде тестовых фишинговых рассылок. Именно такой комплексный подход даст максимальный эффект, — комментирует Марианна Нечетова, эксперт направления повышения цифровой грамотности Kaspersky Security Awareness. — При этом важно помнить, что кибератаки эволюционируют, становятся всё более сложными”.

Обучение сотрудников должно быть систематическим и основываться на реальных примерах от практикующих экспертов, которые анализируют современные тактики и методы злоумышленников».

* Результаты исследования были получены на основании статистики двух решений — МегаФон Security Awareness и платформы по повышению киберграмотности сотрудников Kaspersky Automated Security Awareness Platform. Анализировались тренировочные фишинговые рассылки в российских компаниях, проведённые в январе — октябре 2025 года.

Фото “Брянского ворчуна”

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Кнопки тут не просто так! Нажав их вы отправите эту новость своим друзьям.

Брянский ворчун
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я принимаю политику конфиденциальности и правила использования комментариев и подтверждаю, что я ознакомился и согласен с Политикой в отношении обработки персональных данных читателей (подписчиков) сайта сетевого издания СМИ «Брянский ворчун».

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: