На Брянщине восстали грузоперевозчики из-за странных и диких штрафов за перегруз

Мнение

Пачки огромных административных штрафов на суммы от 250 до 400 тысяч рублей прилетели в Брянской области летом и осенью этого года почти полусотне перевозчиков грузов из разных сфер экономики. Сельскохозяйственным, молокоперерабатывающим, дорожным, топливно-газовым, мусоровывозящим и многим другим компаниям.

Немало предпринимателей в этой связи подумывают о сворачивании транспортного бизнеса, будучи не в силах выплатить многомиллионные взыскания. Их вероятную неправомерность они хоть и бьются, но никак не могут оспорить в государственных органах. О сложной ситуации редакции “Брянского ворчуна” стало известно от нескольких источников.

Рамка-гордость

В начале 2024 года в Брянской области появился современный пункт автоматического весогабаритного контроля большегрузных транспортных средств. Он выглядит как большая и нависшая над дорогой “рамка” с информационным табло. Под ними на проезжей части установлены скрытые датчики, определяющие массу больших машин.

Важный объект, ставший региональной гордостью нацпроекта “Безопасные качественные дороги”, установили на 21-м километре автодороги “Брянск – Дятьково – граница Калужской области”. До марта 2024-го он работал в тестовом режиме, а потом был переведен Управлением дорог Брянской области в штатное функционирование.

Грузовики – это могут быть фуры, цистерны или длинномеры с полуприцепами – проезжают под пунктом-рамкой, сбрасывая до минимума скорость. И умная электронная система мгновенно и беспристрастно определяет, есть перегруз или нет. Так должно быть в идеале. А в реальности все иначе, судя по всему, происходит…

В конце августа в УпрДор посыпались десятки. А вскоре и сотни однотипных жалоб от перевозчиков различных грузов – от зерна и металлов до топлива и молока. Они, не сговариваясь, принялись жаловаться на массовость одних и тех же вмененных им дорожных нарушений – например, за фиксацию системой “рамки” дикого перегруза на 2-ю и 3-ю оси грузовиков. Следствием чего стали невероятные по величине административные штрафы – в размере от 250 000 до 400 000 рублей!

Причем денежные взыскания начали прилетать грузоперевозчикам не по одному или по два. А сразу десятками, и за короткий срок. Ведь водителям фур или автоцистерн приходиться не по разу за неделю, а то и за день проезжать через пункт весогабаритного контроля на 21 км дороги “Брянск – Дятьково – граница Калужской области”. Только успевай платить. Если есть с чего, конечно.

Счастливых вам штрафов!

Водители и владельцы большегрузного транспорта стали теряться в догадках. Многие точно помнили, что зачастую проезжали современную “рамку” пустыми. Не груженными то есть. Однако на пункте весового контроля грузоперевозчики все равно “ловили” нарушение за перегруз, как они позже узнавали из “писем счастья”.

Но в региональном управлении дорог все претензии транспортников отметали и опровергали, говоря, что установленное на 21-м километре оборудование работает исправно. Правда информационная рамка почему-то не выдавала показаний об определенном весе – только желала и до сих пор делает “Счастливого пути!”. Но это, мол, сущие мелочи. Поэтому не надо “ля-ля”.

Впервые об этой странной ситуации “Брянский ворчун” узнала в октябре из обращения известного в нашей области адвоката Ярослава Бочарова (на фото ниже). Он выступил в этой истории как защитник преимущественно не крупных грузоперевозчиков, в том числе из числа представителей микробизнеса. Спустя полтора месяца с нашей редакцией связались и сами грузоперевозчики, но уже другие, не доверители Бочарова. Впрочем, критичная суть треволнений тех и этих оказалась одинаковой.

Все обратившиеся в редакцию грузоперевозчики в один голос заявили о странности постановлений об административных правонарушениях, которые были вынесены им МТУ Ространснадзора по ЦФО с августа по ноябрь 2024 года по частям 2, 3, 4, 5 и 6 статьи 12.21.1 КоАП РФ. Она звучит так – “Движение тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства)”.

– Изучив документы, я установил отсутствие нарушений в грузоперевозках, осуществлявшихся моими доверителями в спорный период времени. Никто из них не превышал допустимую массу транспортного средства или допустимую нагрузку на его оси, а большинство машин двигались на пункты погрузки порожними, – рассказал “БВ” адвокат Бочаров. – И теперь многие предприниматели-перевозчики вынуждены объявить себя банкротами и прекратить осуществление своей деятельности в связи с невозможностью уплатить многомиллионные штрафы…

Ространснадзор все устраивает?..

Бочаров настаивает на некорректной работе указанного пункта автоматического весогабаритного контроля. Об этом ему “стало неофициально известно от должностных лиц МТУ Ространснадзора по ЦФО и его территориального управления по Брянской области”. От каких конкретно лиц была получена скандальная информация, защитник грузоперевозчиков распространяться не стал.

– Важно другое: никаких действий, направленных на устранение ошибок, до сих пор не осуществлено, – сетует адвокат. – Есть ощущение, что чиновников МТУ Ространснадзора по ЦФО полностью устраивает сложившаяся ситуация, из-за которой пострадало множество представителей микро- и малого бизнеса.

целью обжалования незаконных постановлений МТУ Ространснадзора по ЦФО, привлеченные к ответственности лица, а также я, как их защитник, обратились в Дятьковский городской суд Брянской области с соответствующими жалобами, однако работники суда при приеме жалоб сообщили, что рассмотрение жалоб подсудно иному суду региона – Брянскому районному, так как пункт автоматического весогабаритного контроля размещен на его территории. И новые жалобы необходимо сразу направлять туда.

Недоумевающие грузоперевозчики обратились с аналогичными жалобами в Брянский районный суд. Но там им сообщили, что рассмотрение данных жалоб… подсудно иному суду, а именно Дятьковскому городскому. Такой вот “футбол”. Всего, пояснил Бочаров, с 15 августа по 25 сентября 2024 года в два суда было направлено от грузоперевозчиков более 900 жалоб!.. Только в Дятьковском горсуде на одного судью приходится теперь около 200 жалоб “о перегрузе”.

Судейский и не только футбол

Не удивительно, что суды пока не начали рассматривать жалобы грузоперевозчиков. Многие из них продолжают мигрировать между Дятьково и Брянским районом. Как перенаправляемые туда-сюда жалобы, например, от компании ООО «МТРЕЙД» или ИП А. А. Цепенкова.

Всего же пострадали около полусотни фирм и предпринимателей, среди них много известных экономических субъектов: ООО «Автоинвесттрой», ООО «Металлтрейд 32», ПАО «ЛК «Европлан», ООО «Водоканал Дубровский», ООО «Масштаб Ойл», ООО «ЦТК», АО «Газпром газораспределение Брянск», ИП Мачехин А. Н., АО «Брянскавтодор», ООО «Зерновой Альянс», ООО «Брянский сыродельный завод», ООО «Спецавтопредприятие» (перевозка мусора), ОАО «БМК – Брянский молочный комбинат», ООО «БрянскЭлектро» и многие другие. Часть из них уже приостановила перевозки грузов, кстати…

Футболят перевозчиков пока и в других ведомствах, в том числе в прокуратуре Брянской области, как они сами рассказали “Брянскому ворчуну” помимо Бочарова.

Хотя еще 3 сентября в надзорном ведомстве прошла рабочая встреча с предпринимателями. Ее инициировал Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Брянской области Сергей Рондиков. На встрече огласили независимое заключение специалиста по определению уклонов дорожного покрытия на участке автодороги, где расположен загадочно работающий пункт весового контроля грузовиков. Если коротко и просто, что продольный уклон проезжей части под “рамкой” не соответствует требованиям Минтранса России, причем на обоих полосах движения и во всех направлениях. Все плохо якобы и с имеющими “силоприемными” датчиками.

После мероприятия в прокуратуре Рондиков предложил при содействии Ространснадзора отозвать акты результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортных средств с использованием новой “рамки” на 21-м километре. А прокуратуру области попросили провести эксперимент с целью установления факта исправности или неисправности оборудования. Спустя две недели такой эксперимент был проведен.

Проверка, осуществленная с привлечением представителей многих ведомств, включая ГИБДД, действительно выявила нарушения в работе пункта весового контроля и неправильность указаний в актах результатов измерений сведений о координатах и времени совершений правонарушений. Что могло, по данным уже областной прокуратуры, повлечь недостоверность результатов измерений. Поэтому начальнику регионального управления автомобильных дорог было внесено представление об устранении нарушений закона.

Но!..

Штрафы на полмиллиарда

– Несмотря на имеющиеся нарушения, Управление автомобильных дорог Брянской области в своем ответе нам указало, что сформированные и направленные в ЦАФАП МТУ Ространснадзора по ЦФО акты являются корректными, вследствие чего в удовлетворении жалобы было отказано, – сообщили редакции грузоперевозчики в коллективном обращении. – И вот что еще интересно. Прокуратура не выдала представление в части нарушения нормативного уровня продольного уклона, который как раз-таки и влияет на надлежащую работу пункта весового контроля.

То есть ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» по единственному прокурорскому представлению будет исправлять лишь те недостатки, которые по существу не влияют на правильность измерений. Починят, проще говоря, “молчащее” табло, на которое выводится информация о превышении весовых нагрузок и прочее.

Стоит отметить, что возникшая ситуация с “массовым перегрузом” и уже накопившейся общей суммой штрафов грузоперевозчикам на более чем 500 000 000 рублей (!), вовсе не аномалия радиационной Брянщины. Похожее происходило в 2019 году в Свердловской области, а в 2021-м – – в Волгоградской, Челябинской и в соседней с Брянской Калужской областях. Прием в прокуратуре последней не поленились провести следственный эксперимент с привлечением Торгово-промышленной палаты региона, и использовали на нем тестовые грузовые автомобили.

Что в итоге помогло разрешить острый социальный конфликт. Но на Брянщине уже все довели опять до предела. До восстания грузоперевозчиков. Пока тихого. Но кто ж знает, насколько у кого хватит терпения молча все описанное переживать.

Фото и видео пресс-служб правительства Брянской области и УГИБДД по региону, читателей и редакции “Брянского ворчуна”, из личного архива Я. Бочарова, карикатура Васи Ложкина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
( 7 оценок, среднее 4.57 из 5 )
Кнопки тут не просто так! Нажав их вы отправите эту новость своим друзьям.

Брянский ворчун
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я принимаю политику конфиденциальности и правила использования комментариев и подтверждаю, что я ознакомился и согласен с Политикой в отношении обработки персональных данных читателей (подписчиков) сайта сетевого издания СМИ «Брянский ворчун».

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: