Новости от "Брянского Ворчуна" Александра Чернова

Читать «Брянский Ворчун» в



Пока в Переславль-Залесском только задумали построить «Православный Ватикан» (так в новостях сказали), в Брянске уже успели сделать святых «несвятыми»… Речь об установленном в конце мая на отремонтированной набережной города (Славянская площадь) — на месте разрушенного некогда Ново-Покровского собора новом памятнике святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. Одинаково почитаемым как на Востоке так и на Западе, братьям из города Солуни, создателям старославянской азбуки и церковно-славянского языка, христианским проповедникам.

Задумывался этот памятник по-одному. А исполнили его совсем по-другому, совсем не так, как мыслил скульптор — по нехорошей уже традиции «…и так сойдет!». Выделявшие землю под монумент и находившие деньги на него самого наши светские власти, в частности, если не ошибаюсь, председатель Брянской Облдумы Владимир Попков — как известно, тот еще радетель религиозного благочиния, покорно и по-христиански смиренно промолчали. «Убоявшись гнева великого», они не стали перечить во всем и всегда понимающим церковникам — ни на этапе отливки, ни во время установки памятника. Памятник-то не для города и горожан делали, не на долгие лета, а чтобы, видимо, снова кое-кому сделать приятное, получить надежду, так сказать, на замаливание грехов земных. Шанс небольшой, но хоть такой.

Автору изваяния — известному в Брянске и далеко за его пределами заслуженному художнику России скульптору Александру Ромашевскому, насколько я узнал, и вовсе ничего не оставалось, как тоже заткнуться. Всех денег за свою работу он до сих пор, насколько я слышал, не получил, но мог не получить вообще ничего из причитающегося. Было не до жиру: четыре года, на стыке смены двух властных региональных команд, Сан Саныч, рассказывают знающие его люди, сидел на малой родине без заказов и по сути лапу сосал. Творец, конечно, должен быть голодным, но работается, согласитесь, всегда лучше сытым. Говорят, так, как в этот раз, ему еще никто из заказчиков руки не выкручивал: якобы Ромашевский даже зарекся работать больше с православными деятелями, по крайней мере, местного разлива..

Между тем .выступавший на церемонии открытия памятника «от имени губернатора» его верный зам Александр Коробко ожидаемо оценил монумент как «замечательный». Промолчав или, видимо, просто не заметив, что открывали помпезную скульптурную группу с серьезными недоделками: гнали график как могли — бетон начали заливать 3 мая, а 24-го уже состоялась торжественная церемония. Незаконченным брянский памятник Кириллу и Мефодию стоит и поныне. Заканчивать работу над ним, вероятно, ни у кого уже и резона нет: галочку, где нужно поставили, и хорошо.

Тем временем на памятнике, у ног равноапостольных до сих пор нет планировавшегося изначально гранитного «пояса»: так святые и «парят» над бетонной тумбой, опираясь на несколько металлических прутьев арматуры. Почему «пояса» нет спустя почти четыре месяца — загадка: может, «так надо», но, скорее всего, гранитчику банально тоже не заплатили, и гранит, заказать и получить который время нужно, также в Брянск не поставили. Да и тумба, на которой, точнее, НАД которой возвышаются против всякого смысла создатели старославянской азбуки и письменности, — тот еще «шедевр». Убогий прямоугольник шкафного типа. Хорошо, что хоть углы на нем в последний момент сгладили.

Ромашевский же замышлял и постамент и общую композицию памятника совершенно иначе: скульптуры должны были быть органично вписаны в «основание», стоять ниже, как бы внутри него. Но заказчики решили, что понимают больше и на безальтернативной основе якобы настояли на самом простом, но зато всем, и им в первую очередь понятном варианте — «мужики на тумбочке». Опять же так, мол, голову пастве будет к небесам проще задирать в богобоязненном страхе . В итоге, получилось так как получилось. Но это не конец истории.

Видели деревянную часовенку с левой стороны киноконцертного зала «Дружба», если стоять к нему лицом, установленную там два десятка лет назад? Так вот, ее планируют снести. Возможно, с концами, а может с последующим переносом (видоизменив)… за памятник Кириллу и Мефодию. Чтобы так сказать «закончить композицию», и заодно устроить-таки на месте снесенной часовенки (историю со взорванным на этом месте после войны Кафедральным собором не напоминает?) большое автомобильное разворотное кольцо. Оно, конечно, тоже городу нужно.

Но, святые угодники, почему заранее нельзя планировать с умом городское пространство, по уму вписывать в него новые памятники (герои которых не имеют к тому же к Брянску никакого отношения), а их сами сразу делать разумно?..

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.