60-летний юбилей «Брянский троллейбус» может не отметить



Ровно 59 лет назад, 5 декабря в Брянске, тогда еще небольшом и не очень современном городке появилось нечто продвинутое – первые троллейбусы. Это знаменательное без преувеличения событие – День рождения «Брянского троллейбуса» в нашем городе отмечали долгое время. Но славная традиция резко и как-то тихо ушла в небытие с приходом последнего губернатора Александра Богомаза.

5 декабря 1960 года в Брянске состоялись первые рейсы одного из самых экологичных видов общественного транспорта. Хотелось бы и в этом году сказать и написать что-то торжественно-пафосное – как это принято говорить любому имениннику, в данном случае «Брянскому троллейбусу». Но…

Вместо торжественного текста сам собою выходит некролог. Не случайно, конечно. То, в каком состоянии сейчас пребывает областное троллейбусное хозяйство, даже коллапсом не назовешь. Возможно, предсмертная агония…

Да-да, «Брянское троллейбусное управление» (БТУ) на «Полтиннике» в Советском районе Брянска, а еще ранее и в Бежицком районе города прежде никогда не было «городским». Это оно сейчас скромно зовется одним из «муниципальных унитарных предприятий». А в прежние годы — сытые и прекрасные, когда столоначальники что-то да понимали в развитии агломерации, БТУ всегда имело особый, областной «статус». С прикидкой на скорое появление «рогатых» в других населенных пунктах региона, в первую очередь, в райцентрах. Но не случилось.

Журналисты «Брянского Ворчуна» поговорили с разными работниками БТУ, в том числе не последними, что называется. И вот они, как выяснилось, ну совсем не уверены, что будут всего лишь через год праздновать следующую, уже юбилейную дату образования своего предприятия.

Сильно они сомневаются, что хотя бы скромно отметят 60-летие «Брянского троллейбуса». Не в плане застолья, а дабы просто зафиксировать – чисто для себя, что пока живы, еще трепыхаемся…

Всё дело в том, что основной упор в Брянске в последние годы – в эпоху правления губернатора Александра Богомаза, много прожившего на селе, делается не на «городские» троллейбусы, а на более привычные глазу главы региона автобусы. Ничего удивительного.

Между тем уже не в первый раз мы слышим об обновлении подвижного состава автобусного парка Брянска и других городов Брянщины. То 300 миллионов на это дело наши власти ухнули, то сразу 700, а теперь вот опять – 300.

В то время как водители троллейбусов встречали свой праздник на линиях, на главной площади Брянска – площади Ленина 5 декабря снова состоялось торжественное вручение представителям муниципалитетов ключей от 142 новых автобусов ПАЗ и «маршруток». Именно 5 декабря это устроили – словно в издевку, говорят троллейбусники, не скрывая внутренней обиды…

Но об этом обновлении автобусного парка традиционно с гордостью, практически взахлеб, вновь напишсали  и показали свои телерепортажи подавляющее большинство брянских СМИ. А про троллейбусников коллеги тихо не вспомнили. Их с «днюхой» поздравили коллективно, друг за другом, чтобы не выпасть из новостного рейтинга Яндекса, переписанным пресс-релизом областной прокуратуры. Надзорное ведомство нашло неисправности в выходящих на рейс машинах:

«Установлены факты выпуска на линию троллейбусов с нарушением установленных требований. В троллейбусах, осуществляющих перевозку пассажиров, не исправны либо отсутствуют штангоуловители, которые предотвращают повреждения линии контактной сети и линии электропередач при возможном сходе токоприемников троллейбуса с контактной сети».

А чему тут удивляться?

В последний раз троллейбусный парк пополнился и тем самым обновился в 2018-м году. Но пополнился не новыми машинами, а тем, что негоже было столице: тогда из Москвы в Брянск передали, кажется, 14 единиц уже бывшей в употреблении техники. Новые троллейбусы в количестве 3-х единиц завозились в наш город в 2015-м году.

На данный момент, говорят наши источники в БТУ, износ троллейбусного парка составляет… 98%!

Сегодня на счету Брянского троллейбусного управления находится 105 машин. 75 из них регулярно выходят в рейсы, а 30 находятся на ремонте и в резерве, чтобы заменить тех «тружеников», которые еще работают-дрыбают на линиях и могут в любой момент выйти из строя.

Поставка новой троллейбусной техники возможна, но только если Брянск войдёт в федеральную программу по обновлению подвижного парка. Решить данную задачу могут только городские власти. Но, по всей видимости, им это не надо. Потому что не надо губернатору, надо полагать. Хотя, что это мы несем: мэр Брянска хоть и очевидный ставленник Александра Богомаза, но в целом муниципальная власть, так записано в федеральных нормативных актах, независима от областных чиновников, а главное их чаяний.

Одна из самых главных проблем рентабельности троллейбусов, рассказали нам в БТУ, заключается в том, что около 70% их маршрутов в Брянске сегодня… повторяют автобусы. Известная всем брянцам троллейбус «тройка» выходит только на подвозные рейсы. Под угрозой закрытия маршрут №4. Пути их следования полностью дублирует автобус №25. 15-ый маршрут троллейбуса также не осуществляет перевозки. Потребность в нём полностью закрывает автобус №27.

Зачем так делать, спрашивается? В чем такой экономики, да и вообще в чем смысл? В Брянске и так дышать все тяжелее становится, а тут еще эти дизельные агрегаты, выдувающие клубы черного едкого дыма…

С одной стороны, расширение автобусного парка несёт определённое благо жителям нашего города. Но стоит ли оно того? Когда в угоду одному общественному транспорту ставится жирный крест на другом его типе. Он не только почти 60 лет исправно перевозит брянцев, но и не теряет по сию пору своей актуальности. Привыкли мы бросаться в крайности.

Так или иначе, в эту знаменательную дату хочется пожелать «Брянскому троллейбусу» и всем тем людям, которые трудятся на то, чтобы он и сегодня перевозил людей в Брянске, крепости духа, веры в лучшее и просто душевных сил. Пусть пенсионный возраст в нашей стране и начинается с 60 лет, но экологичному транспорту в нашем городе, будем надеяться, еще рано говорить о заслуженном отдыхе.

Василий Осипов, Александр Чернов

Фото: А. Чернов, ТК «Городской» и Википедия

Коллаж: «Брянский Вестник»

 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В Москве пытаются осваивать «электробусы» – автобусы на электрической тяге. Их эксплуатация обходится, говорят, пока очень дорого. Но в Большом городе уже стараются думать наперед: стоянку красавцев-электробусов любой приезжающий в столицу может наблюдать при выходе с Киевского вокзала. Впечатляет.

В Брянске же, будто регресс какой-то. Не наперед размышляем, а все назад стараемся откатиться, закупая пачками совершенно не экологичные и к тому же уже начавшиеся ломаться морально устаревшие автобусы с не самыми современными дизельными двигателями…