Победные реляции об удивительном росте брянского машиностроения не спасают отрасль от перманентного кризиса

Читать «Брянский Ворчун» в



В преддверии Дня машиностроителя, отмечаемого в этом году 29 сентября (в последнее воскресенье месяца), губернатор Александр Богомаз по обыкновению пафосно заявил: «Машиностроение по праву считается фундаментом брянской промышленности и является ведущим сектором экономики региона». В реальности фундамент этот не такой уж крепкий, а еще его давно пора проверять на наличие сквозных трещин.

Но глава региона прав в одном, и это подтверждается результатами наблюдений за местной экономикой со стороны Брянскстата: индекс промышленного производства в Брянской области во многом определяется развитием предприятий по производству машин и оборудования, автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, прочих транспортных средств и оборудования. А вот с этим не все ладно.

Единственное, пожалуй, чем мы еще пока можем, пусть и со здравой осторожностью, гордиться – продолжающийся после последнего экономического кризиса рост производства по выпуску магистральных и маневровых тепловозов. Он был отмечен в размере 13% прошлом году, наблюдается и в этом (18% к январю-августу 2018-го). Как и рост выпуска велосипедов. Но с ними сложнее.

Если в прошлом году по велосипедам был дикий производственный скачок – сразу на 29%, то за январь-август 2019 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года рост не такой уже впечатляющий – менее 9%. Это может говорить о приближающемся насыщении рынка либо о низкой привлекательности брянских велосипедов для потенциальных покупателей. Особенно тех, которые уже получили отзывы от их, возможно, не всегда счастливых обладателей.

Это раньше велики типа «Десна» и мечту любого пацана «Школьник» отхватывали с руками, за ними очереди стояли. Несмотря на их дебелость, внешнюю убогость и низкое качество сборки.

Сейчас к товарам иные требования, большая конкуренция со стороны китайских производителей, да и производство брянских велосипедов по большому счету какой-то уникальностью не отличается: обычное сборочно-отверточное производство из азиатских комплектующих, как говорят. Такого добра и у других производителей полно, зачастую по более низким ценам.

Наращивание производства тепловозов то же может оказаться временной историей. Тепловозы сами по себе очень дорогие и сложно устроенные штуки. Стоят не по одному десятку миллионов рублей, а еще они дорогие очень в обслуживании и ремонте.

Все больше предприятий, есть мнение, стараются купить не маневровый тепловоз (это такие, которые ездят на малые расстояние на небольшой скорости), а так называемые тяговые модули. Они не столь мощные, но куда дешевле обходятся. Это такое механическое средство на базе мощного тяжелого трактора или тяжелого грузового автомобиля, которые заезжая на рельсы, выпускают рельсовые опорные катки. Неплохая альтернатива для небольших промышленных предприятий, считающих каждую копейку.

На фоне победных «тепловозных» реляций региональные брянские власти во главе с губернатором Александром Богомазом скромно молчат о провалах в машиностроении. Хотя об этом надо говорить, а еще лучше – бить во все колокола.

Потому что на брянских машиностроительных предприятиях сосредоточено без малого 23% основных фондов, здесь трудится почти 21%, пятая часть всех работников региона. С семьями, выходит, что не менее трети трудоспособного населения Брянской области зависят от состояния дел в этой сложной отрасли.

Тревога же в том, что, по официальным данным Брянскстата, индекс производства по выпуску других машин и оборудования (не тепловозов) в 2018 году уменьшился на 9,3% к 2017 году. Тогда же сократился, да что там, почти полностью в регионе прекратился выпуск зерноуборочных комбайнов – падение составило почти 78%! Резко, на 70,6% сократилось и производство деревообрабатывающих станков. В «ноль» вышло производство металлорежущих станков.

Но вы что-то слышали об этом? То-то же…

В 2018 году в Брянске возросло, правда, производство самоходных грейдеров (на 22,3%). Но уже в этом году их выпустили меньше: по отношению к январю-августу прошлого года на 6,8%. В текущем году, говорят брянские статистики, сократилось и производство погрузчиков фронтальных одноковшовых – на 77,5%. И еще меньше, чем даже в 2018 году, стали выпускать металлорежущих станков – на 45,8%.

Хотя в 2019-м увеличилось производство зерноуборочных комбайнов в 2,3 раза. Но мы-то помним, что в прошлом году их почти прекратили выпускать, так что когда ничтожное увеличиваешь в два или даже три раза, большим оно все равно не становится. Но давайте считать это ложкой меда в бочке дегтя.

В этом году брянских машиностроителей власти решили поздравить сильно заранее – аж 25 сентября. Основное торжество прошло в Хрустальном зале здания регионального правительства. Перед его началом приглашенные осмотрели «выставку достижений», на которой были представлены стенды предприятий региона: от АО «УК «Брянский машиностроительный завод» и АО «ПО «Бежицкая сталь» до ООО Торговый дом «Русская Броня».

На главной городской площади – площади Ленина тем временем на всеобщее обозрение были выставлены образцы техники: автогрейдер ЗАО «Брянский арсенал», трактор ООО «Брянский тракторный завод», колесный тягач арктического варианта и специальная машина под установку ПВО АО «Брянский автомобильный завод», погрузчик ООО «Амкодор-Брянск», автомобильный кран и автовышки АО «Клинцовский автокрановый завод».

Фото: «Брянский Ворчун», пресс-служба правительства Брянской области, Яндекс.Картинкипресс-служба «БМЗ»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.