За что "топим" в брянском образовании — за эволюцию или революцию?

Читать «Брянский Ворчун» в



рубрика «МНЕНИЕ»

«Войну выигрывает не фельдфебель, а школьный учитель…», — Отто фон Бисмарк (первый канцлер Германской империи, 1815-1898гг.)

С цитатой Бисмарка трудно не согласиться, и прошу этот текст не считать критикой современной системы образования и каждого педагога или преподавателя в отдельности. Я с огромным уважением отношусь к профессии учителя, считая, что прямая обязанность общества – не просто поднять ее престиж, но сделать этот профессиональных занятий более актуальным и адаптированным к влиянию прогресса. Вот почему.

Недавно меня пригласили на научный совет одного из технических университетов со столетней историей, проблемы которого заключаются в том, что у школьников, будущих абитуриентов, отсутствует желание быть инженерами. Они все хотят быть программистами, блогерами и сразу же получать большие деньги, но при этом не понимают, что для этого нужно знание точных наук. Быть инженером сейчас не модно и не престижно. По большому счету, данный ВУЗ столкнулся с банальной маркетинговой проблемой — нет клиентов, желающих поступать на технические специальности, а уровень знаний абитуриентов очень низкий. С одной стороны, это проблема, а с другой, — это все-таки задача.

Несколько базовых вводных. Во-первых, законы физики, химии и математики за последние сто лет практически не изменились, маловероятно и их дальнейшее изменение. Во-вторых, качество преподавания точных наук во всех школах разное. В-третьих, быстрое, в течение года, повышение уровня преподавания административными методами в каждой школе невозможно.

Согласитесь, ситуация патовая. Ее решение может быть либо эволюционным, либо революционным. О первом говорить нет смысла, у нас нет времени столько ждать. Давайте поставим амбициозную задачу, ведь мы же амбициозное общество. Никто за нас и без нас этого не сделает.

У меня нет статистических данных по числу детей, которые не испытывают проблем с точными науками. Но мне бы хотелось, чтобы через пять лет таких детей было в десять раз больше. Чтобы любой гуманитарий легко решал задачи на уровне физико-математического лицея. Считаете, что это невозможно? А давайте попробуем!

Решить данные задачи можно с помощью цифровых технологий. Представьте себе, что часть обязанностей преподавателя можно отдать компьютеру. Наличие «личного электронного кабинета» предоставляет ребенку доступ к нужным знаниям, которые находятся на удалении – в разных ВУЗах и у разных преподавателей. Нам важно выявить не то, что ребенок знает, а то, чего он не знает и не понимает.

Когда дети решают задачи в электронной форме, у ВУЗа имеется возможность предоставить каждому ребенку знания для решения конкретной задачи. В процессе такого общения ребенок получает индивидуальный подход, а ВУЗ – готового абитуриента с требуемым уровнем знаний. Фактически мы получаем научную олимпиаду, где призом являются знания, а бонусом – поступление в данный ВУЗ (с учетом ЕГЭ).

Это только верхушка айсберга, потому что, имея такой ресурс, который может быть распространён на каждую школу, вы получите статистику, при анализе которой выявляются недочеты преподавания точных наук.

Зная слабые места, мы можем адресно повышать уровень преподавания точных наук в Брянском регионе. Впрочем, это применимо абсолютно к каждому субъекту Российской Федерации. Можно до бесконечности перечислять положительный эффект от применения данного решения на практике, но пусть это делает компетентное сообщество.

Зная инертность нашего общества и чиновников, решение данной задачи находится в области невозможного. Перевести ее в стадию «выполнено» можно только при помощи волевого решения главы региона. Проект «Губернаторская олимпиада» стал бы самым инновационным в нашей стране.

Я отдаю себе отчет в том, что консервативное преподавательское сообщество будет нелестно выражаться по поводу данной идеи. Если вы то же считаете, что это невозможно, то вы просто не те люди, которым это под силу.

Автор: Дмитрий Гуляев, предприниматель (г. Брянск)

P. S. — Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Фото: Александр Чернов

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.