Новая дорога между Володарским и Фокинским районами Брянска убьет озеро Мутное?

Читать «Брянский Ворчун» в



Начавшееся на окраине Брянска для «разгрузки транспортной сети» грандиозное строительство пятикилометровой магистрали вызывает пока больше вопросов и опасений, чем надежд и радости. В непростом вопросе, грозящем обернуться для действующего губернатора Александра Богомаза «аферой века», разбирался автор «Брянского Ворчуна».

 

История вопроса

В конце 1970-х годов городские власти Брянска, тогда еще «советские», пришли к выводу, что местный автовокзал создаёт серьёзные помехи городскому транспорту на центральной Красноармейской улице. С тех пор это мнение остается неизменным. И в чем-то оно резонно, безусловно.

Ежедневно через Брянский автовокзал проходит более 250 автобусов, совершающих около 400 рейсов, и перевозится более 5 тысяч пассажиров. Оптимально и логично будет расположить его на удалении от больших транспортных потоков, например, по соседству с железнодорожным вокзалом Брянск-1, между Советским и Володарским районами города. Так наверняка удобнее будет и пассажирам и городскому хозяйству.

Принципиально оформленное решение потребовало в целом изменения транспортной инфраструктуры областного центра: городской автовокзал должен иметь беспрепятственный выход на пригородные трассы. Существующие улицы, и тогда, по мнению проектировщиков, и сейчас, все они не в состоянии пока справиться с дополнительной нагрузкой от междугороднего транспорта. Исходя из этого, было предусмотрено построить несколько сквозных городских магистралей с высокой проходимостью автотранспорта.

Первая из проектируемых магистралей – продолжение проспекта Станке Димитрова до улицы Дуки с последующим выходом на дамбу к вокзалу Брянск-1. Для осуществления этого проекта были построены железобетонные мосты через Нижний и Верхний Судки, перенесён ряд объектов, попавших в зону строительства магистрали (хоздвор ОКСа УВД, участок по благоустройству Советского района).

Остался не выполненным снос зданий областной санэпидемстанции и жилого дома Тарджиманова, 18, поэтому движение автотранспорта удалось открыть, но только с объездом по 2-му Советскому переулку. Получилось странно, «узко», витиевато и по большому счету неудобно…

Проезд по улице Малыгина возможен также в ограниченном формате – из-за несостоявшегося сноса частных домов чётной стороны улицы. Впрочем, проезд от телецентра до улицы Дуки осуществлён, хотя и не в проектируемом объёме. К сожалению, дальнейшее продолжение трассы столкнулось с трудностями, возникшими не без участия городских структур. На предполагавшемся направлении «неожиданно» выросли 14-ти этажные дома по улице Дуки, 58 и 58а, а еще – спортивный комплекс «Варяг» с огромной территорией.

Вторая проектируемая магистраль, которая должна обеспечить движение от нового автовокзала до Фокинского района Брянска и далее – выход на шоссе Москва-Киев (Киевская трасса), начала строиться в эти дни. Этот проект лояльные власти медиа уже окрестили громко «грандиозным инфраструктурным». Хотя эта четырехполосная дорога общей стоимостью почти… 2 млрд рублей, может обернуться и грандиозной аферой. Почему, «Брянский Ворчун» рассказывал, кликайте на ссылку и читайте.

Если же коротко, то сделать задуманную магистраль по уму, вероятно, не получится, сроки ее сдачи будут неоднократно сорваны, а казенных денег при этом потратят прорву. При условии даже, если ничего из них с кем-то из задействованных в строительстве подрядчиков или функционеров таинственно не исчезнет. Впрочем, подобные «токсичные» объекты были ранее у каждого брянского губернатора. Нет никаких видимых причин, чтобы и нынешний глава Брянщины Александр Богомаз стал в этом смысле исключением.

Основное направление движения по новой дороге – от Привокзальной площади (а ранее – из Бежицкого района по объездной дороге на улице Речной) до Московского проспекта (первая очередь строительства) в Фокинском районе со строительством моста через реку Снежеть и центральной транспортной развязки. Вторая очередь предусматривает поворот от транспортной развязки к понтонному мосту (с заменой его на железобетонный) и выезд на горку по улице Горького (через улицу Калинина на набережной).

В дальнейшей перспективе от этой развязки планируется проложить трассу в сторону мясокомбината параллельно Московскому проспекту. Для освобождения его от транзитного автотранспорта, следующего загород. Ещё одно перспективное направление – продолжение трассы за Московский проспект до другой объездной дороги.

 

Проекты и реальность

Несмотря на то, что проектирование строительства велось гласно, с публикацией материалов в открытых источниках, у горожан все равно возникает много вопросов к проектировщикам и чиновникам Брянской мэрии. Часть вопросов была озвучена на публичных слушаниях 31 января 2017 года.

Садоводы и жители улицы Нижне-Заречной волновались о том, как в проекте будет решено совмещение новой дороги, существующих улиц и пешеходных путей. Не создаст ли строительство трудностей для жителей и дачников в доступе к своим участкам. Было предложено в качестве альтернативной использовать существующую дорогу вдоль Десны (с приведением её к нормативным требованиям). Как это учтено в проекте и учтено ли вообще, пока не известно…

Владельцев участков в садоводческих обществах (СО), которые расположены в пойме реки Снежеть («Флора», «Железнодорожник», «Мечта» и другие), волновал насущный вопрос пропуска талых вод во время половодья от их участков в Десну. Проектировщики обещали учесть это в проекте и увеличить число и мощность водопропускных сооружений в насыпи дороги. Отдельным пунктом следует принять во внимание положение участков СО «Прогресс»: они уже подверглись затоплению из-за строительства торгового центра METRO Cash and Carry.

Несколько участков СО «Заречное» и «Десна-2» попали в зону строительства и подлежат принудительному изъятию. Таких участков оказалось 13. Их владельцы предупреждены – им направлены уведомления Брянской горадминистрации. Следует отметить, что некоторые владельцы были поставлены в известность об изъятии ещё при оформлении документов на земельные участки в 1987 году.

Изъятие будет проводиться после выделения финансирования на этап работ, которые затрагивают конкретные участки. Это касается и участков, которые могут попасть под строительство дороги, параллельной проспекту Московскому – начало этого этапа в дальней перспективе. Однако конкретные суммы, которые будут выплачены в качестве компенсации, не называются. Что порождает кривотолки.

Отдельный вопрос – об изъятии земли на берегу Десны, используемой в настоящее время конно-спортивным клубом «Казачок». Администрация города публично пообещала выделить равноценный участок в доступном месте для переноса клубных сооружений. Работы по строительству дороги уже начались, но признаков переезда КСК «Казачок» пока не видно.

 

Мифы и заблуждения

Первый миф – о массовом изъятии дачных участков. Изъятию подлежат всего 18 участков, из которых 13 – садоводческие… Все участки определены проектировщиками, владельцы предупреждены об изъятии, документы имеются в открытом доступе, и с ними можно ознакомиться.

Миф второй: дорога станет защитной дамбой при разливе Десны в половодье. Никакой защиты проектом не предусмотрено. Более того, в конструкции дороги предусмотрены водопропускные трубы для пропуска сточных вод весной.

Миф третий: песок для строительства дороги будет получен при очистке дна Десны. Объём необходимого песка потребовал бы очистки дна Десны от Брянска до Чернигова. Поэтому песок будет просто ДОБЫВАТЬСЯ. При этом образуется ещё один Орлик. Его отличие от бежицких в том, что существующие расположены выше города по течению, а новый — ниже, со всеми вытекающими последствиями. Поэтому использовать его для купания не получится по санитарным нормам.

При этом озеро Мутное, вероятно, своё существование прекратит. Основная причина выбора такого варианта добычи песка – он, по заявлению чиновников, в пять раз дешевле песка, привезённого из карьера. Ну а Мутное, излюбленное место горожан, было, и нет его – какой пустяк, собственно…

Миф четвёртый: чистка дна Десны поможет увеличить её полноводность и чуть ли не возобновит судоходство. Я сторонник чистки дна — собрать бутылки, банки и прочий мусор полезно. Но всё остальное — полная чушь безграмотных комментаторов!

Во-первых, Десна не уменьшила своей полноводности за последние сотни лет! Грузовое судоходство по реке осуществлялось только в половодье. В остальное время года пассажирское сообщение осуществлялось судами с мелкой посадкой. Такое судно и сейчас можно видеть у Набережной. Если расчистить фарватер, кораблик «Тосна» и сейчас может ходить по Десне.

Во-вторых, углубление русла не повышает полноводности реки. Кажется, пусти экскаватор по руслу Снежети, и до соседнего райцентра Карачев смогут ходить пароходы… Чушь! Впрочем, брянские архитекторы выдвигали одну идею. Для повышения полноводности Десны они предлагали построить вместо Чёрного моста плотину. Правда это было давно, а сейчас такому не обрадовались бы жители Луговой, Флотской и других прибрежных улиц.

Миф пятый: новая дорога станет дублёром улицы Калинина. Действительно, улица Калинина частично разгрузится от транзитного автотранспорта, но проект дороги-дублёра, это совсем другой проект – дорога, предполагаемая при застройке старой территории завода «Брянский Арсенал». Такая дорога планируется от будущего кольца на перекрёстке улиц Горького и Калинина через новую застройку территории «Арсенала», вдоль Десны с выходом на улицу Калинина, Лубянского переулка и «Бизнес-центра».

Александр ТУЧКОВ, специально для «Брянского Ворчуна»

Фото автора и пресс-службы правительства и губернатора Брянской области

 

ОФИЦИАЛЬНО

По информации, размещенной на сайте правительства Брянской области, строительство новой автомобильной дороги ведется в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Новая дорога позволит обеспечить удобную транспортную связь между районами города, ликвидировать заторы в центре города, существенно уменьшить уровень загруженности основных транспортных магистралей — улиц Калинина, Красноармейская, Авиационная, проспекта Московского.

Протяженность дороги – 5,408 км, она будет 4 полосы движения, а ширина тротуаров – по 2,5 метра. Вид покрытия проезжей части — щебеночно-мастичный асфальтобетон. Строительство запланировано с 2019 по 2022 годы. При дальнейшем финансировании из федерального бюджета сроки строительства власти обещают сократить. Подрядчиком выступает компания ООО «Дорстрой 32».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.