Новости от "Брянского Ворчуна" Александра Чернова



Продолжаем вместе с брянским IT-предпринимателем Дмитрием Гуляевым разбирать по косточкам новую серию передач, созданную на государственном «придворном» телеканале «Брянская Губерния», «Нацпроект 32» (НАЧАЛО ТУТ). Она посвящена, собственно, реализации инициированных президентом Путиным новых национальных проектов, которые, по замыслу главы государства, должны дать новый качественный толчок в развитии страны, вывести ее на новый модерновый уровень.

Созданный явно по отмашке сверху телепроект «Нацпроект 32» должен, предположительно, по замыслу руководства Брянщины, показать, как успешно уже реализуются или вот-вот будут реализовываться на местной почве, в различных сферах – от здравоохранения до развития малого и среднего предпринимательства – утвержденные нацпроекты. Сегодня Дмитрий предложил поговорить о брянском образовании и заодно разобрать посвященную ему очередную серию телепроекта «Нацпроект 32», которая так, без изысков и называется, – «Образование». Ведь на экране одно, а в реальности все куда более грустно…

 

IT-предприниматель Дмитрий Гуляев:

— Сразу скажу, что, когда что-то делается, – это лучше, чем не делается ничего. Образовательные проекты «Кванториум» и «Сириус» по-брянски, о которых шла речь в новой, «образовательной» серии телепроекта «Нацпроект 32», должны быть, они нужны. То, что их, эти амбициозные и масштабные проекты реализуют, – это хорошо. Но недостаточно.

Скажите мне, как благодаря только этим двум проектам мы поднимем уровень образования в Брянской области и войдём в десятку мирового рейтинга до 2024 года? Вот и для меня загадка. Но брянские управленцы от об образования вынуждены, вероятно, убеждать нас с телеэкрана в обратном. «Брянской Губернии» же ничего не остается, как прилежно все это выдавать в эфир.

 

Вообще, серия «Нацпроекта 32», посвященная образованию, очень скучна для анализа. В ней не говорится о том, каким образом департамент образования Брянской области (далее – Департамент) собирается решать не только текущие, но и застарелые проблемы: ремонт классов силами родителей, добровольно-принудительные родительские взносы в фонды школ, обеспечение детей учебниками и рабочими тетрадями не за счет семейного бюджета, а также достойное школьное питание. Эти проблемы можно перечислять до бесконечности, но речь сейчас не о них. В рамках Нацпроектов Путин не просил их решать.

Однако во всех своих выступлениях о Нацпроектах глава государства неоднократно повторял волшебное словосочетание «цифровая экономика». В серии же «Образование» брянскими чиновниками не было сказано ни слова о внедрении новых цифровых технологий в региональное образование. Но, видимо, брянское образование не нуждается в «цифровизации». Мы уже и так в этом смысле находимся в будущем!..

Спешу вас огорчить, дорогие мои читатели, «это где-то там», и вот почему.

По моему пониманию, для достижения тех результатов, которые нам всем необходимы в образовании, должен быть разработан и утверждён Стандарт школы Будущего. Например, каждая школа независимо от ее месторасположения должна быть подключена к высокоскоростному Интернет-соединению. В каждом классе есть быстро «летающий» wi-fi, а у каждого ученика и учителя – планшет, подключенный к Единой образовательной системе региона.

Единая образовательная система должна удовлетворять потребность каждого ребенка в обучающих материалах с учетом его индивидуальных особенностей, в том числе и физиологических. Работать она должна приблизительно так.

Преподаватель рассказал суть урока, показал в дополнение сказанному видео и другие мультимедийные материалы, затем выдал задание в электронном виде. У каждого ребенка в его электронном дневнике тут же появляется ссылка на домашнее задание, которое он сможет сделать самостоятельно. Если система говорит о том, что задание выполнено неправильно, то ребенок вместе с родителями может посмотреть обучающий материал, привязанный к этому уроку. Проведение контрольных работ, особенно по точным наукам, упростит поиск одаренных детей и исключит предвзятое отношение преподавателей, а подобранная индивидуальная электронная программа обучения позволит точечно развивать каждого ребенка. Как вам такой вариант школы Настоящего?

Вы думаете это сложно или нереально? В интернете вы найдете массу цифровых решений для образования, нужно только желание ответственных лиц.

Отдельно хочется отметить, что в рамках «Нацпроекта 32» ни слова не было сказано о повышении престижа преподавателя и уровня заработной платы учителей. Какими темпами она будет расти, как изменятся критерии работы преподаватели?

Мне не понятно, почему талантливый преподаватель, использующий в своей профессиональной деятельности новые технологии, радеющий за дело и занимающийся самообразованием, должен получать за «жопочасы».

Что такое заслуженный преподаватель? Что это за звание такое? За что его дают? И по каким критериям мы определяем, что он стал заслуженным, а все остальные таковыми пока или в принципе не являются? Дело в «близости» отдельно взятого педагога к конкретному директору школы? Так давайте, тогда так и говорить: не быть тебе заслуженным учителем, если не водишь хорошее знакомство с главным начальником.

Если уж стоит сверхзадача, то инструменты и технологии должны им соответствовать. При применении стандартных методик или полумер это будет просто прыжок на месте при попытке улететь.

Я не могу вспомнить, в какой момент образование в нашей стране превратилось в дискриминационный инструмент разделения общества на успешных и всех остальных. Однако в Брянском регионе это выражено, к сожалению, особо. Если региональный департамент образования действительно имеет желание выполнить поручение президента, то ему нужно не просто думать, а очень быстро, я бы сказал до 1 сентября 2019 года. А именно, утвердить перечень мероприятий, превращающий каждую школу Брянской области в мини-«Кванториум». Иначе Департамент просто потратит время, упустит детей и обречет их остаться на задворках цифровой экономики. А заодно и нас вместе с ними.

Отдельно хочу отметить: прогресс в рамках цифровых технологий движется гораздо быстрее, чем происходит ваш, наш и мой мыслительный процесс. Все оборудование, которое было куплено или только планируется купить, устарело еще вчера. Сегодня необходимо думать, какие специалисты будут востребованы, кто будет заниматься наладкой и ремонтом промышленных роботов и беспилотных комбайнов.

Мы уже выпускаем таких специалистов, мы уже закупили роботов для обучения на практике? Хорошо. А что если через полгода произойдет обновление операционных систем?..

Мы к этому не готовы не только финансово, но и морально. Это наше настоящее. Хотя такие технологии уже работают в нашей стране.

Автор: брянский IT-предприниматель Дмитрий ГУЛЯЕВ

———

Начало разбора «Нацпроекта 32», а по большому счету тех сказок, которыми нас пытаются пичкать в рамках буксующей в Брянской области реализации президентских нацпроектов, смотрите тут (не боимся – кликаем)


Серия "Образование" программы "Нацпроект 32" на телеканале "Брянская Губерния"