В посвященном внутреннему туризму рейтинге Брянщина на предпоследнем месте



В рейтинге регионов страны, составленном по итогам недавно прошедшего в очередной раз федерального конкурса «Туристический сувенир», Брянская область заняла 41-е место. Из 42 всего имевшихся (некоторые субъекты набрали равное количество баллов). А Орловщина, например, на 9 месте. Это все, что нужно знать о развитии внутреннего туризма на Брянщине и истинном отношении к нему ответственных лиц.

Всего на участие во Всероссийском конкурсе «Туристический сувенир» -2019 было заявлено 2349 туристических сувениров из 66 регионов страны. Финалистами окружного этапа необычного соревнования Северо-Западного, Центрального, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, состоявшегося в начале июля в Твери и Завидове в рамках проведения Национального туристского форума «Реки России», стали авторы 309 туристических сувениров из 31 региона страны.

Примечательно, что от Брянской области в финал вышел только один автор – Светлана Курдынко, представившая сувенир «Брянск 32». В то же время, если брать регионы ЦФО, то «соседи» – обозначились большим значительно количеством сувениров, которые уже стали или могут оказаться памятными их туристическими «визитными карточками»: например, Белгородская область показала 31 сувенир, Орловщина – 12, Смоленская область – 7, Калужская область – 5; Курская область – 3.

В 2019 году при составлении рейтинга учитывались общее количество проектов от региона, заявившиеся для участия в конкурсе, и результаты общенационального финала Всероссийского конкурса «Туристический сувенир» в Саратове в официальных номинациях премии соответствующего года.

В итоге первые три строчки Рейтинга регионов по итогам Всероссийского конкурса «Туристический сувенир» 2019 заняли: Удмуртская республика (635 баллов), Башкортостан (330 баллов), Бурятия (287 баллов).

Ближайшая к Брянщине Орловская область разместилась на 9 месте, у нее 123 балла; Смоленская область на 28 месте (23 балла). И это вполне оправданно: в Орле прекрасная центральная пешеходная улица, открылось в последние годы куча музеев, в том числе частных, есть национальный парк «Орловское полесье», восстановленная усадьба Тургенева. Да, не все объекты в должном состоянии, но это не грустные развалины, как в Брянской области.

В Смоленской области есть усадьба князей Тенишевых в селе Талашкино, а в Смоленске одно удовольствие прогуляться по центру и главному парку города, разбитому прежним градоначальником вокруг крепостной стены старого Кремля. Там также много своих аутентичных сувениров – от книг с местными сказками до «Смоленских конфет».

У Брянщины 41-е, предпоследнее место – вместе с Ненецким автономным округом, Томской областью, Камчатским краем, Республикой Саха (Якутия), Магаданской областью – у нас 2 балла.

Между тем понятие «туристический сувенир» (в отрыве от одноименного конкурса) – прекрасный маркер развития внутреннего туризма: наверняка, многие брянцы часто не знают, что можно «подарить в качестве презента» своим гостям (родственникам или деловым партнерам) или что просто им «посоветовать купить на память о Брянщине».

Банальные магниты с фотографиями Кургана Бессмертия и памятника Пересвету и его коню – не в счет. Раньше славился бальзам «Брянский», но это было раньше. В небытие почти канул бренд «Дятьковский Хрусталь», да и не нужен сейчас особо никому этот самый хрусталь: только областное правительство и заказывает на подарки подобные изыски (от 50-ти граммовых стопок до полноценного и жутко дорогого шахматного набора).

Плохо на Брянщине, собственно, и с самим туризмом. Ответственный за него областной департамент культуры во главе с мадам Кривцовой годы потратил, но пока не достиг особых успехов на этом поприще. Достижением считается посещение региона за год (!) организованными группами общей численностью около 250 человек, да и то школьники это, которых куда посадили в автобус, туда и повезли.

— Брянской области есть, что показать, и куда свозить иногородних туристов, – поделился с «Брянским Ворчуном» местный журналист и соавтор народного проекта «Ленивый Турист» Евгений Мосин. – Но у нас совсем не уделяется этому внимания – в отличие от той же Тулы, например, где люди и власти реально заморачиваются темой внутреннего туризма. Что заметно даже в мелочах: повсюду указатели и современные таблички с электронными QR-кодами: поднес к ней смартфон, и через секунду на экране уже высвечивается вся необходимая информация о памятнике знаменитому земляку или тамошнем старинном здании…

Фото: Анастасия Чистякова/«Туристический сувенир» /официальная группа конкурса «Туристический сувенир» на Facebook

 

Справка:

Всероссийский конкурс «Туристический сувенир» проводится с 2015 года по инициативе Геннадия Шаталова, председателя Правления ФРОС Region PR, на территории всех федеральных округов РФ поэтапно в течение каждого календарного года.