Нет Стрекалова в своем Отечестве: как пианиста из Брянска прокатили с Тютчевым

Культура

Талантливому творческому человеку из глубинки сложно пробиться на сценах Москвы. Но и на своей малой Родине ему порой непросто добиться должного признания.

С этой проблемой уже второй год сталкивается брянский пианист-концертмейстер, член Союза композиторов Евразии Александр Стрекалов. Он уверен и не беспочвенно, видимо, в кознях против себя со стороны местной культурной власти.

Чиновники от брянской культуры вольно или невольно, но уже два года перекрывают талантливому и заслуженному музыканту все пути-дороги, не давая возможности делиться своим творчеством со зрителями. Как это было до лета 2024 года.

О новом витке “бана” Стрекалов рассказал сегодня, 5 декабря, редакции “Брянского ворчуна”. К этому пианиста и композитора побудило неприкрытое “кидалово” (да, слово совсем не из мира культуры, но как есть) с прошедшими в музее-заповеднике села Овстуг Жуковского района музыкально-стихотворными торжествами (12+). Те были посвящены 222-ой годовщине со дня рождения уроженца этих мест, нашего знаменитого земляка, поэта и дипломата Федора Ивановича Тютчева.

Гвоздем праздничной программы в Овстуге “Поэт и вдохновитель” стал фестиваль под названием “Романса звук волшебный”. На его импровизированной сцене в особняке Тютчева выступили несколько исполнителей романсов, написанных на стихи поэта-философа со строками о любви, природе и вечных вопросах бытия.

Александр Стрекалов очень хотел попасть на сегодняшний праздник в Овстуге. В качестве исполнителя, а не зрителя. До 2024 года он был постоянным участником музыкально-поэтических мероприятий, которые регулярно случаются в Овстуге. Его приглашали даже играть на старинной фисгармонии. Но в этот раз что-то пошло не так…

Хотя поначалу, узнав о тютчевском фестивале романсов, Александр сразу и напрямую обратился к директору музея-заповедника “Овстуг” Оксане Шейкиной и к заместителю директора Департамента культуры Брянской области – легендарной во многом Марине Мосеевой. Предложил им представить публике свои романсы на стихи Тютчева.

– Именно с этого момента и началась забавная неразбериха, – вспоминает с грустной усмешкой Стрекалов.

Он показал редакции “БВ” свои официальные переписки с ответственными “культурными” лицами. Приведем их частично здесь:

“Добрый день, Александр. Программу утверждает Департамент культуры. Высылайте возможные выступления в программе фестиваля. Название стихотворения Ф. И. Тютчева и исполнителей-участников. После согласования сообщу результат”, – ответила Стрекалову директор дома-музея Тютчева Шейкина (на фото выше, слева).

Список планируемых к исполнению романсов Александр направил в адрес директора музея. Она в свою очередь отправила его в Департамент культуры на согласование. Без него никуда – везде вертикаль власти, даже в культуре.

Вскоре Шейкиной пришёл ответ из Департамента культуры. Она его перефразировала для Стрекалова: «Александр, программа фестиваля составлена и дополнения (ваши предложения) не приняли».

– Получается, что направляя Александра к директору музея за решением, в конечном итоге решение полностью зависело от самого Департамента культуры, – изумляется Стрекалов. – Вот такая нелепость? Или не владение информацией? Или?..

Александр снова решил напрямую у Мосеевой уточнить причину невозможности своего участия в музыкальном фестивале. На что получил от Марины Александровны следующий, правдивый ответ:

«Добрый день! Приглашение участников, формирование их состава и программы – полномочия организатора, то есть ответственного учреждения. Департамент культуры согласует общий порядок проведения мероприятия и официальную часть.

Возможно, программа была уже сформирована учреждением на момент нашего разговора. Я ее формированием не занимаюсь».

Ситуация, озвученная ещё в 20 веке великим Аркадием Райкиным, когда посылают человека в одно место, а оттуда в другое, и так по кругу, продолжает жить и в нынешнее время. Что не удивительно. Страна-то одна и та же.

– Говорят, творческому человеку сложно пробиться на сцены Москвы, что там, мол, своих артистов и композиторов хватает, – вздыхает замолчавший в музыкальном плане Александр Стрекалов. – Однако и на своей малой Родине непросто добиться участия в местных концертах и оказаться среди выступающих. Как там в Библии сказано? «Нет пророка в своем Отечестве». Выходит, что нет и Стрекалова в своем малом отечестве.

С лета 2024 года малая родина – Брянск, Брянская область отталкивают Стрекалова как яркого музыканта и исполнителя. Не принимают его в творческом плане. Хотя он горит желанием продолжать выступать именно что в своём родном городе.

– Повторяется революционная ситуация начала 20 века, кажется, когда ВЕРХИ НЕ МОГУТ разрешить и дать зелёный свет, а НИЗЫ НЕ ХОТЯТ идти против, – считает Стрекалов. – Кто конкретно держит руку на “красной кнопке” против меня, остаётся загадкой.

Стрекалов полагает, что “вся эта показательная история говорит о болезненном состоянии культуры” на его малой родине.

В конце августа 2024 года Александр вынужденно написал заявление об увольнении. Не сделай он тогда этого, то “три женщины-руководители потеряли бы свои руководящие посты”. Однако зачем была нужна такая жертва, когда сейчас музыкант сидит без работы, изнывая и маясь, теперь Стрекалов и сам не понимает.

Фото из личного архива Александра Стрекалова, Оксаны Шейкиной и “Брянского ворчуна”

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Кнопки тут не просто так! Нажав их вы отправите эту новость своим друзьям.

Брянский ворчун
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я принимаю политику конфиденциальности и правила использования комментариев и подтверждаю, что я ознакомился и согласен с Политикой в отношении обработки персональных данных читателей (подписчиков) сайта сетевого издания СМИ «Брянский ворчун».

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: