Не музыкальный скандал: филармонический плевок или 20 лет кому под хвост?..

Авторская колонка

В редакцию “Брянского ворчуна” обратился известный местный композитор, пианист-концертмейстер 50-летний Александр Стрекалов. Полувековой юбилей он отметил почти два месяца назад. Но то, как это было, вылилось как будто в пошлый водевиль. Трагикомедийную историю с дурными песнями-куплетами и танцами с бубнами.

Мы решили опубликовать рассказ Александра Николаевича. Его повествование о том, как он хотел подарить праздник брянцам в связи со своим 50-летним юбилеем эмоционально. И оттого в чем-то, возможно, несколько преувеличено. Но показательно, как нам показалось, в своем провинциальном духе. В истории фигурируют другие люди, в том числе директор Брянской областной филармонии Максим Дегтерев. Редакция “БВ” очень надеется на его ответный комментарий по теме – обязательно опубликуем. А теперь слово брянскому музыканту и композитору Александру Стрекалову.

– Это история о том, как директорское кресло превращает настоящего профессионального музыканта в бюрократического чиновника-непрофессионала, диктатора, властителя судеб подчинённых с отсутствием элементарных правил делового этикета и простых человеческих взаимоотношений.

Радужное начало

Противоречия руководящей линии директора Брянской областной филармонии – Дегтерева Максима Николаевича налицо. Публичная открытость на словах, огромное желание помочь артисту во всех его творческих проектах и… невероятная закрытость в реальности, граничащая с игнорированием и непоследовательностью действий. Эту противоречивость я испытал на себе в ходе решения вопроса о проведении моего юбилейного концерта в стенах филармонии.

Итогом полугодовых переговоров с директором Дегтеревым стал “филармонический плевок”, выразившийся в отказе проведения моего юбилейного вечера 13 июня 2023 года (причём, дата концерта была заранее утверждена самим директором и внесена его рукой в план мероприятий Брянской областной филармонии). А начиналась история радужно и благополучно. Как говорится, ничто не предвещало такого исхода и неуважительного отношения ко мне со стороны начальства…

В этом году у меня двойной юбилей – 50 лет со дня рождения и 20 лет работы в Брянской областной филармонии. Заблаговременно (в январе 2023 года) я обратился к ее руководителю Максиму Николаевичу с предложением провести мой юбилейный авторский вечер. В день своего рождения – 13 июня 2023 года. И получил первоначальное одобрение, а также утверждение предложенной даты праздничного концерта.

Мертвый сезон

Однако спустя 4 месяца, а именно 15 мая, режиссёр филармонии Николай Жарков сообщил мне вдруг окончательное решение директора. Мой концерт, дескать, нецелесообразно проводить летом – лучше его перенести на осень. Лето, мол, мертвый сезон – очень сложно собрать публику, а значит и филармония ничего не заработает на моём концерте…

Между тем, как выяснилось, с января по май не было предпринято никаких действий по организации моего концерта. Заручившись первоначально поддержкой директора филармонии, я стал заниматься подготовкой концертной программы с артистами. Мы разучивали музыкальные номера. Директор получил программу концерта с указанием произведений и участников выступления. До последнего момента я был уверен в проведении своего юбилейного вечера.

Но потом узнал, что режиссёр филармонии не смог приступить к рабочему процессу в отсутствие отмашки директора. В разговоре с главным администратором филармонии выяснилось, что никакой информации о подготовке и проведении концерта она не получала от директора. Час от часу не легче.

Получается, целых 4 месяца меня водили за нос и фактически кормили лживыми обещаниями?.. В подготовке к концерту я использовал свои личные сбережения: требовалось изготовить музыкальные минусовки собственных произведений – на это ушло 42 000 рублей. Не раз я обращался к директору филармонии с вопросом о финансовой помощи, но ни разу не получил ответа.

В департаменте культуры Брянской области мне дали разъяснение, что филармония закладывает определённые финансовые средства при подготовке новой концертной программы, а значит, изготовление минусовок оплачивается именно для солистов филармонии.

20 лет в филармонии под хвост?..

Проведение такого уровня мероприятия требует решения организационных и творческих вопросов. Выйти на связь с директором вызывало определённого рода сложности в связи с занятостью, это понятно. Но в современном мире существует мобильная связь, интернет, электронная почта – все мои обращения по доступным каналам связи просто игнорировались. Секретарь филармонии предлагала мне позвонить директору, если нужно решить что-то. На протяжении более месяца на мои звонки не было ответа. И однажды, набрав номер директора с другого номера, сиюминутно последовал ответ на том конце провода. Может, теперь это такая норма поведения начальства?..

Еще в январе было известно, что 13 июня – день проведения концерта – это однозначно лето! Но тогда не было ничего высказано о “мертвом сезоне” для филармонии. Почему же только 15 мая произошло осознание, что лето – не время для концерта?.. Как такое могло произойти? Ведь у филармонии есть планирование и прогнозирование проведения концертов, работа по привлечению зрителей, маркетинговый отдел, отдел рекламы! Но за 4 месяца не было, кажется, ни одной попытки рекламы иди другого привлечения публики на мой обещанный концерт.

Здесь можно привести в пример рекламные ходы Брянского театра драмы имени А. К. Толстого. Как известно, на его рекламных афишных щитах вывешивается информация о том, что готовится к постановке тот или иной спектакль c указанием даты премьеры, выходят на местном телевидении репортажи о готовящихся постановках… Публика заранее знает и планирует свои походы в театр. Но только не в моем случае. Хотя в филармонии существует определённый круг зрителей, поклонников, которые следят за афишами. Появись информация о моём концерте в конце апреля, то наверняка нашлись заинтересованные зрители. Тем более, в майские дни проходило немало концертов, куда приходил народ. 20 лет работы в филармонии кому под хвост?..

Я не могу принимать обман и ложь, вдвойне, когда это исходит от руководства. После 20 лет работы в Брянской филармонии со мной обошлись просто не по-человечески, без какого-то уважения, дав надежду, и в одночасье, культурно отослав из июня в осень, не давая никаких гарантий, что и тогда мой концерт состоится. Очень сложно работать в мире фальши!

Вспоминаю, как на открытии филармонического сезона в октябре 2022 года при полном зале был заявлен номер – фрагмент программы «Влюблённый Париж». Я аккомпанировал солистам филармонии. Меня представили как концертмейстера фрагмента этой программы, которую ждёт гастрольная жизнь и показы в новом сезоне. Но ни одного показа программы «Влюблённый Париж» за весь сезон 2022-2023 не было… Вот в таком свете я предстал перед публикой, которая так и не увидела меня в этой программе. Вот так прозвучали фальшивые обещания со сцены.

Если бы я получил одобрение директора филармонии на свой концерт 15 мая, то фактически на подготовку концерта мне отводилось меньше месяца. За это время я должен был бы подготовить музыкальный материал со всеми артистами, с коллективами, заказать изготовление 10 минусовок, что абсолютно нереально. Подобное может предложить только человек, который не знает музыкального закулисья. Не профессионал. Или тот, кто намеренно так поступает.

Но вот в чем загвоздка: директор нашей филармонии – профессиональный музыкант, тонко знающий все особенности и тонкости музыкального творческого процесса. Оттого его поведение вдвойне для меня загадочно.

Последняя ложка дёгтя

Руководство филармонии, узнав, что я всё-таки решил проводить свой концерт 13 июня на другой площадке – на сцене ГДК Советского района Брянска, было крайне возмущено. Ведь на афишах мероприятия были заявлены артисты филармонии. Выяснилось, что я не имею права самолично приглашать артистов филармонии участвовать в своём концерте. Они же могут принять участвовать только по направлению директора, по его распоряжению. В противном случае не должны себя заявлять о себе как артисты филармонии, должны выступать как физические лица, указывая просто имя и фамилию.

Крепостное право вроде как отменено было в 19 веке, разве нет?!..

Мой юбилейный концерт снова оказался на грани срыва. Но артисты Брянской филармонии оказались людьми честными и порядочными. Они подтвердили свое участие в моём концерте, не взирая на то, что их не представят со сцены как артистов филармонии. Я предпринял поход к врио по руководству департаментом культуры Брянской области Сатюкову Юрию Юрьевичу (на фото ниже). Просил его посодействовать и помочь в решении возникшей проблемы. Сатюков пообещал, но помочь почему-то не смог. Это было еще одно удивление. Когда власть свыше не способна помочь и не готова поддержать творчество!

После похода к Сатюкову главный администратор филармонии провела со мной разъяснительно-воспитательную беседу. Мне было предложено написать письмо на имя директора филармонии с просьбой о разрешении участия солистов филармонии в моём концерте во избежание срыва. По сути дела мне предложили пасть на колени и просить: “О, великий и всемогущий, отпустите их, пожалуйста!».

Я не хотел унижаться. Но прекрасно понимал, чем это всё может закончиться. И после второго разговора с администратором, который позвонил уже за несколько дней до концерта, я сдался и написал “покаянное” письмо. Через 3 дня мне передали устно вроде как слова директора: «Кто хочет, пусть идёт на концерт». Я переспросил, что это означает. И услышал в ответ, что солисты будут все же выступать как частные лица – без какого-либо упоминания филармонии. Зачем тогда было нужно то письмо?..

После концерта мне передали Почетную грамоту от филармонии. Не в торжественной обстановке. Но через третьих лиц, достав бумажку из пакета и быстро всучив в руки. Как это понимать? До сих ломаю голову. Это был не просто филармонический плевок. Это безумно неуважительное отношение ко мне как работнику филармонии.
Я посчитал своим долгом – вернуть эту Грамоту в приёмную директора.

Несмотря на все препятствия и дикость происходящего,
мой юбилейный концерт «50 оттенков вдохновения» все же состоялся 13 июня 2023 года на сцене ГДК Советского района Брянска. Благодаря поддержке его директора Бекренёвой Людмилы Анатольевны и всех участников мероприятия: солистов-“физиков”, которые своим выступлением доказали, что творчество, человеческое достоинство, дружба – выше всяких филармонических принадлежностей.

Немного об авторе

Стрекалов Александр Николаевич (род. 13.06.1973) – брянский композитор, пианист-концертмейстер. Получил высшее музыкальное образование в Российской академии музыки имени Гнесиных. Член Международного Союза Композиторов ХХI век (2020 год), член Союза Композиторов Евразии (2023 год). Автор мюзикла для детей и взрослых «Отважный щенок Бенджамин» – в репертуаре Брянского театра драмы им. А. К. Толстого с декабря 2019 года. Соавтор музыкального спектакля-дуэта «Счастливые люди» (Александр Стрекалов и Алёна Кивайло, премьера состоялась в октябре 2022 года на сцене Орловского театра «Свободное пространство»).

Лауреат Международных и Всероссийских конкурсов в номинациях «Композитор», «Концертмейстерское мастерство». 20 лет отработал в Брянской областной филармонии, 31 год – концертмейстером в Детской школе искусств №2 города Брянска, 25 лет – концертмейстером Вокально-оперной студии при ДК БМЗ. Удостоен звания «Лучший концертмейстер»: Всероссийских конкурсов вокалистов им. А. Д. Вяльцевой – в 2003, 2005, 2007 и 2010 годах, V Всероссийского конкурса русского романса «Белая акация» в 2007 году в городе Йошкар-Оле. В 2008 году получил Благодарность министра культуры РФ за большой вклад в развитие и сохранение культуры. Произведения А. Стрекалова включены в репертуар хоровых коллективов музыкальных школ города Брянска.

Фото: А. Н. Стрекалов, Алексей Володин, “Брянский ворчун”

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Кнопки тут не просто так! Нажав их вы отправите эту новость своим друзьям.

Брянский ворчун

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: