Как брянский журналист Чернов заглянул в “Наш экран” и стал кинокритиком

Культура

До настоящего кинокритика главному редактору “Брянского ворчуна” Александру Чернову еще, далеко, конечно. Примерно как Михалкову до второго “Оскара”. Но начало было положено – на состоявшейся в столице Северной Осетии городе Владикавказе при содействии Фонда Президентских грантов первой в нашей стране пятидневной Лаборатории региональной киножурналистики “Наш экран”.

Это было первое мероприятие подобного рода в нашей стране. Цель благородная и сугубо культурная – сформировать пул журналистов, которые пишут о российском кино. Но непременно – с интересом и желанием продвигать отечественные фильмы. Которые по-прежнему в загоне на фоне иностранных блокбастеров. А если и не в загоне, то зачастую слабы в плане художественного выражения.

Хотя денег не развитие отечественного кинематографа, в том числе на так называемый национальный, который хорош по-своему, безусловно, и стоит достойным особняком, выделяется весьма немало. И 60 миллионов рублей на фильм, и 90 миллионов… Что в итоге получается, разговор отдельный: далеко не все отснятые работы попадают в прокат. В силу своей художественной слабости, прежде всего. Да, как в СССР, но тогдашние цензоры-критики знали цену хорошему кино, как ни странно. Хотя сейчас нас и пытаются убедить в обратном.

Площадкой для пятидневной Лаборатории региональной киножурналистики “Наш экран”, на которую вдруг (хотя и не вдруг, а после жесткого отбора творческих работ) позвали главного редактора “Брянского ворчуна” Александра Чернова (к его немалому удивлению), стал “Дом кино” в североосетинском городе Владикавказ. Тихом, красивом, очень уютном городе с населением что-то около 300 тысяч человек, но очень компактном, выстроенном по “прямолинейному” примеру Питера и выходцами из нынешней Северной столицы.

Во Владикавказе много что напоминает о Санкт-Петербурге, к слову. Это не только улицы, которые пересекаются друг с другом под “екатерининским” прямым углом, но и архитектура, и воспитанность местных жителей, и общая окружающая культура. Хамы и драчуны есть и там, конечно.

Однако как в Питере тебе “пошлют” почти интеллигентно и тут же поспешат извиниться, так и в столице Северной Осетии кто-то из молодых, да горячих вдруг подерется друг с другом на улице, но уже через пару минут будет с ними же обниматься и брататься. Главное, не порываться разруливать стихийно возникший “конфликт”. Они “своих” лучше понимают и непременно, причем поразительно быстро, разберутся…

Обычно во владикавказском “Доме кино”, который находится тоже в более чем столетнем здании, проходят кинопремьеры и показы картин режиссеров Северной Осетии и других республик Северного Кавказа. Но во время проведения “лабораторных” мастер-классов для начинающих кинокритиков из числа региональных журналистов, которые сопровождались несколькими за день полутора- и двухчасовыми кинопоказами отечественных фильмов, на сцене “Дома кино” еще и эксперты от кинематографии выступали. Разные по уровню они были. Но почти все – интересные и харизматичные.

Это те творческие и неподражаемые люди, которые захватывают своей пылающей любовью к российскому кинематографу. К той самой “синема” – и художесткенно-драматургической и сугубо документальной, порой даже без закадрового авторского текста… Например.

Доводилось ли вам смотреть полтора часа на большом экране о сезонных приключениях обычной лягушки где-то в Псковской губернии?.. Это мы о документальном фильме «A Lumine motus / Меня приводит в движение свет» (6+), во время мастер-класса режиссёра неигрового кино Светланы Быченко. А вот главреду “БВ” Александру Чернову пришлось выдержать – хочешь не хочешь, раз уж подписался на участие в Лабораторий для начинающих кинокритиков.

Так вот, только псковское болото, скромные северо-западные цветочки да лютики, природные враги псковской лягушки, так и норовящие ее сожрать не за понюх табака, и где-то незримо, за кадром присутствующий автор документальной киноленты. Которая, это и есть та самая Светлана Быченко, тихо-мирно лежит много месяцев к ряду в тине, сырой траве и на снегу, но ни во что не вмешивается на протяжении трех съемочных лет (именно столько создавалась эта неоднозначная в плане восприятия документальная лента). Но вместе с тем она получила за свои труды, видимо, справедливые, большие весьма для многих обывателей 6 млн казенных рублей…

Что самое интересное, у режиссера Быченко есть разные документальные фильмы, например, исследование про серийных маньяков.

Но вначале обучающей программы Чернову и другим региональным журналистам-критикам показали художественный фильм “Позывной «Пассажир»” (16+) режиссера Ильи Казанкова. Эта лента для брянцев примечательна тем, что в ней играет условно брянский актер Антон Шагин. Он много лет в юности и молодости провел в силу сложных семейных обстоятельств в брянском городе Карачеве.

Игровой фильм “Позывной «Пассажир»” снят по мотивам романа Александра Проханова «Убийство городов» (16+). Произведение написано под впечатлением от событий, увиденных самолично писателем, и услышанных им историй от непосредственных участников событий, которые происходили на Донбассе в 2014-2020 годах…

Это картина Ильи Казанкова неоднозначная и вместе с тем нетипичная, весьма сложная и спорная. Казанков не скрывает, что занимает позицию только одной стороны конфликта, а другая его мало интересует. Точнее, ее он считает неправдивой. Наверное, поэтому в фильме плохо “прописана” драматическая линия нынешних взаимоотношений двух выпускников-однокурсников военной академии в советском еще Киеве. Руководителя русского батальона добровольцев и кадрового офицера украинской армии, схлестнувшихся силами своих боевых подразделений на неожиданной для них обоих территории… Изрядно уже политой кровью и изнеможенной.

Что до Антона Шагина, то разочаруем. Он играет, на наш взгляд, в этой картине “деревянно” как-то, без надрыва. Посредственно, проще говоря. Не смог он вдохнуть в своего однобокого и картонного сценического героя должную толику драматизма. Так тот и остался выдуманным манекеном.

А вот другой художественный фильм с коротким названием «9 секунд» (12+) режиссера Олега Штрома, снятый под руководством опытного российского кинопродюсера Юрия Обухова, заставил смотреть на экран все 1 час 40 минут. Потому что было интересно. И страшно. И переживательно. В первую очередь за 19-летнего паренька – главного героя из Бурятии, простого матроса Алдара Цыденжапова, в честь которого (вот вы знали об этом?) на Тихоокеанском флоте РФ назвали мощный боевой корабль.

Оставшийся навечно юным Алдар, как оказалось, спас 348 членов своего экипажа эсминца «Быстрый». Инцидент произошел в сентябре 2010 года, всего за несколько недель до списания на берег отважного матроса. После двух лет его исправной службы на флоте. Боевой корабль, пришвартованный в порту Владивостока, загорелся во время заправки топливом. Что произошло – ответственные лица не разобрались до сих пор. Но бурятский матрос Цыденжапов предотвратил настолько жуткую трагедию, потушив одиночку масштабный пожар в моторном отделении, что его имя теперь навечно вписано в историю отечественного флота…

Российские режиссер Штром и продюсер Обухов смогли снять на государственные деньги качественную и вовсе не “сопливую” патриотическую картину. Яркую, динамичную и захватывающую, местами с простым и понятным всем юмором. Но без лишнего трагичного надрыва. Поучительную и нужную, однако. Заставляющую задуматься и взволноваться не раз и не два. Дорогую по финансам, конечно, но стоящую своих больших денег однозначно.

К слову, в “9 секундах” в кои-то веки согласился сняться Народный артист России, депутат Госдумы РФ и первый зампред ее комитета по культуре Дмитрий Певцов. Он отвергал киносценарии на протяжении последних семи лет – все они казались пресными. Но тут без раздумий согласился. И снялся почти бесплатно.

Единственное, продюсеру Обухову пришлось в условиях цейтнота решать сложную логистическую задачу. Как всего на пару съемочных дней выцепить и оперативно переправить звезду Певцова с отдыха в Крыму на киноплощадку в далеком от южного полуострова приморском городе Владивосток. Между ними что-то около 11 тысяч километров, на секунду. Помогли военно-транспортные летчики – они тоже уважают Певцова и простых российских парней, которые жертвуют собой ради других…

Даже журналисты-мужчины, включая Чернова, не могли сдержать слез во время этой кинокартины. А на финальных овациях аплодировали стоя.

Была на “кинокритической” Лаборатории и неизбывная классика. Самого мэтра Никиты Михалкова, обладателя “Оскара”. Региональным журналистам показали его кинофильм 70-х годов прошлого века по классическим произведениям Чехова «Неоконченная пьеса для механического пианино» (12+) – один из любимейших Черновым, к слову. Картину на сцене владикавказского “Дома кино” представляла не абы кто, а сама актриса театра и кино Ольга Хохлова (ударение при произношении фамилии на первый слог – так она сама просила).

Она, не будучи в силах отказать на приглашение организатора мероприятия – президента Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России Филиппа Кудряшова, специально приехала на один вечер во Владикавказ из далекой нынче Америки. Летела через Европу, Стамбул и Москву…

Хохлова не просто дала мастер-класс провинциальным журналистам, но по-настоящему зажгла. Выступала искрометно, всегда оставаясь в контакте с публикой, травила актерские байки и задушевно пела романсы. Удивительная артистка.

Лично журналиста Чернова тронула кинокартина «Отель» (16+) – давно анонсировавшийся, но так и не показанный на большом экране режиссерский дебют актера Александра Балуева. Чье амплуа – сплошная брутальность, и никакой романтики. Тут же он предстал как истинный драматург. Не во всем ладный и аккуратный, но с задатками большого мастера. Фильм его признали, кстати, не совсем достойным широкого зрителя – так пленка и лежит теперь на полке…

Картину Балуева представлял известный российский кинооператор, эксперт по работе с постановочным светом Александр Носовский. Мало кто, как он умеет рассказывать об удивительных световых решениях и чудесах небогатого, в общем-то, в плане палитры природного спектра, чередование крупных, средних и общих планов, удаляющихся и наезжающих, а также играх светотени.

Носовский заморачивается над каждым своим фильмом, и это делает его имя легендарным среди коллег.

Вместо послесловия

За пять дней Лаборатории региональным журналистам в качестве основы для сложного плавания в море кинокритики показали больше десятка работ – художественных, документальных и анимационных. Не все из них зацепили за душу, не все были одинаково сильными. Но в этом их и прелесть. Она в их разности и разнообразии.

Чернов, надышавшись чистейшим северокавказским воздухом, вернулся в Брянск вряд ли даже начинающим кинокритиком. Хотя критики ему не занимать. Но в “Наш экран” он однозначно смог заглянуть. А это главное, пожалуй.

Спасибо Филиппу Кудряшову (на фото ниже) и всем-всем-всем.

Наша справка

Лаборатория региональной киножурналистики «Наш Экран» (16+) – это кино- и просветительский проект Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России (СКР), адресованный профессиональным журналистам. Он предоставляет участникам возможность получить теоретические знания в области кинематографии для написания рецензий на отечественное кино. Проект реализуется Гильдией продюсеров и организаторов кинопроцесса СКР при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, СКР, Минкульта Республики Северная Осетия-Алания, комитета по делам печати и массовых коммуникаций РСОА и Северо-Осетинского республиканского отделения СКР.

Фото “Брянского ворчуна”, пресс-службы и участников Лаборатории региональной киножурналистики «Наш экран»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Кнопки тут не просто так! Нажав их вы отправите эту новость своим друзьям.

Брянский ворчун

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: