Как брянского журналиста-ворчуна Чернова вывели на “Наш экран”, сделав кинокритиком

Культура

Это было только начало – до маститого кинокритика главному редактору СМИ “Брянский ворчун” Александру Чернову еще примерно, как юному Ломоносову от Архангельска до Москвы пешком. Но творческий задел сделан. Благодаря участию в состоявшейся в североосетинском Владикавказе при содействии Фонда Президентских грантов первой в России пятидневной Лаборатории региональной киножурналистики “Наш экран”.

Это было первое мероприятие подобного рода в нашей стране. Направленное на вполне понятную поддержку российского кино. Своих не бросаем, своему синематографу надо помогать. Он все еще в творческом и кассово-зрительском загоне. Нередко по своей же вине, потому что снято плохо, иногда и на “отмахнись”.

Но ведь немало выходит и талантливых, качественных работ, которые зритель не видит по разным причинам. Нет рекламы и должного постпродакшена, телеканалы не хотят брать отечественный кинопродукт в прайм-тайм и много чего еще…

Одной из палочек-выручалочек для отечественного кинематографа может стать возрождение пула кинокритиков. Людей, которых специально обучают понимать и чувствовать кино. Кто скажет, что это смешно – глубоко ошибается. Раньше, в СССР, это было целой наукой, но потом ее признали лженаукой, как многое другое хорошее, и школа кинокритики почила в бозе.

Площадкой для пятидневной Лаборатории региональной киножурналистики “Наш экран”, на которую после жесткого творческого и прочего отбора позвали в середине августа главного редактора “Брянского ворчуна” Александра Чернова (к его немалому удивлению), стал “Дом кино” в столице Северной Осетии городе Владикавказ.

Это единственная “христианская” республика на Северном Кавказе, к слову. А ее главный город – почти всегда малоэтажный, тихий, уютный. Он выстроен по “прямолинейному” примеру Санкт-Петербурга и выходцами из нынешней Северной столицы, там вообще много чего напоминает о Питере.

В Питере тебя “пошлют” почти интеллигентно и тут же поспешат извиниться. В столице Северной Осетии просто не нагрубят. Здесь почитают старших по-прежнему и приезжих очень уважают. А уж о местном гостеприимстве не расскажешь и в трех заметках…

Обычно во владикавказском “Доме кино”, который находится тоже в более чем столетнем здании, проходят кинопремьеры и показы картин режиссеров Северной Осетии и других республик Северного Кавказа. Но “лабораторные” мастер-классы для начинающих кинокритиков из числа региональных журналистов сопровождали показываемые по несколько раз за день полутора- и двухчасовые отечественные кинокартины. Затем на сцене “Дома кино” еще и эксперты от кинематографии выступали. Разные по уровню они были. Но почти все – интересные, наполняющие опытом и знаниями.

Это те творческие и неподражаемые люди, которые захватывают своей пылающей любовью к российскому кинематографу. К той самой “синема” – и художесткенно-драматургической и сугубо документальной, порой даже без закадрового авторского текста… Например.

Доводилось ли вам смотреть полтора часа на большом экране о сезонных приключениях обычной лягушки где-то в Псковской губернии?.. Это мы о документальном фильме «A Lumine motus / Меня приводит в движение свет» (6+), во время мастер-класса режиссёра неигрового кино Светланы Быченко (на фото ниже).

А вот главреду “БВ” Александру Чернову пришлось выдержать – хочешь не хочешь, раз уж подписался на участие в Лабораторий для начинающих кинокритиков.

Так вот, только псковское болото, скромные северо-западные цветочки да лютики, природные враги псковской лягушки, так и норовящие ее сожрать не за понюх табака, и где-то незримо, за кадром присутствующий автор документальной киноленты. Которая, это и есть та самая Светлана Быченко, тихо-мирно лежит много месяцев к ряду в тине, сырой траве и на снегу, но ни во что не вмешивается на протяжении трех съемочных лет (именно столько создавалась эта неоднозначная в плане восприятия документальная лента).

За свои труды она получила, видимо, справедливые и вместе с тем большие в глазах обывателя 6 млн казенных рублей…

Что самое интересное, у режиссера Быченко есть разные документальные фильмы, например, исследование про серийных маньяков. Но для Лаборатории она выбрала фильм поспокойнее, что ли.

Однако вначале обучающей программы Чернову и другим региональным журналистам-критикам показали художественный фильм “Позывной «Пассажир»” (16+) режиссера Ильи Казанкова. Эта лента для брянцев примечательна тем, что в ней играет условно брянский актер Антон Шагин. Он много лет в юности и молодости провел в силу сложных семейных обстоятельств в брянском городе Карачеве.

Игровой фильм “Позывной «Пассажир»” снят по мотивам романа Александра Проханова «Убийство городов» (16+). Произведение написано под впечатлением от событий, увиденных самолично писателем, и услышанных им историй от непосредственных участников событий, которые происходили на Донбассе в 2014-2020 годах…

Это картина Ильи Казанкова неоднозначная и вместе с тем нетипичная, весьма сложная и спорная. Казанков не скрывает, что занимает позицию только одной стороны конфликта, а другая его мало интересует. Точнее, ее он считает неправдивой. Наверное, поэтому в фильме плохо “прописана” драматическая линия нынешних взаимоотношений двух выпускников-однокурсников военной академии в советском еще Киеве. Руководителя русского батальона добровольцев и кадрового офицера украинской армии, схлестнувшихся силами своих боевых подразделений на неожиданной для них обоих территории… Изрядно уже политой кровью и изнеможенной.

Что до Антона Шагина, то разочаруем. Он играет, на наш взгляд, в этой картине “деревянно” как-то, без надрыва. Посредственно, проще говоря. Не смог он вдохнуть в своего однобокого и картонного сценического героя должную толику драматизма. Так тот и остался выдуманным манекеном.

А вот другой художественный фильм с коротким названием «9 секунд» (12+) режиссера Олега Штрома, снятый под руководством опытного российского кинопродюсера Юрия Обухова, заставил смотреть на экран все 1 час 40 минут. Потому что было интересно. И страшно. И переживательно. В первую очередь за 19-летнего паренька – главного героя из Бурятии, простого матроса Алдара Цыденжапова, теперь Героя России (награжден посмертно), в честь которого (вот вы знали об этом?) на Тихоокеанском флоте РФ назвали мощный боевой корабль.

Оставшийся навечно юным Алдар, как оказалось, спас 348 членов своего экипажа эсминца «Быстрый». Огненный инцидент произошел в сентябре 2010 года, всего за несколько недель до списания на берег отважного матроса. После двух лет его исправной службы на флоте. Боевой корабль, пришвартованный в порту Владивостока, загорелся во время заправки топливом. Что произошло – ответственные лица не разобрались до сих пор.

Но бурятский матрос Цыденжапов предотвратил настолько жуткую трагедию, потушив одиночку масштабный пожар в моторном отделении боевого корабля, что его имя теперь навечно вписано в историю отечественного флота…

Российские режиссер Штром и продюсер Обухов смогли снять на государственные деньги качественную и вовсе не “сопливую” патриотическую картину. Яркую, динамичную и захватывающую, местами с простым и понятным всем юмором. Но без лишнего трагичного надрыва. Поучительную и нужную, однако. Заставляющую задуматься и взволноваться не раз и не два. Дорогую по финансам, конечно, но стоящую своих больших денег однозначно.

К слову, в “9 секундах” в кои-то веки согласился сняться Народный артист России, депутат Госдумы РФ и первый зампред ее комитета по культуре Дмитрий Певцов. Он отвергал киносценарии на протяжении последних семи лет – все они казались пресными. Но тут без раздумий согласился. И снялся почти бесплатно.

Единственное, продюсеру Обухову пришлось в условиях цейтнота решать сложную логистическую задачу. Как всего на пару съемочных дней выцепить и оперативно переправить звезду Певцова с отдыха в Крыму на киноплощадку в далеком от южного полуострова приморском городе Владивосток. Между ними что-то около 11 тысяч километров, на секунду. Помогли военно-транспортные летчики – они тоже уважают Певцова и простых российских парней, которые жертвуют собой ради других…

Даже журналисты-мужчины, включая Чернова, не могли сдержать слез во время этой кинокартины. А на финальных овациях аплодировали стоя.

Была на “кинокритической” Лаборатории и неизбывная классика. Самого мэтра Никиты Михалкова, обладателя “Оскара”. Региональным журналистам показали его кинофильм 70-х годов прошлого века по классическим произведениям Чехова «Неоконченная пьеса для механического пианино» (12+) – один из любимейших Черновым, к слову. Картину на сцене владикавказского “Дома кино” представляла не абы кто, а сама актриса театра и кино Ольга Хохлова (ударение при произношении фамилии на первый слог – так она сама просила).

Она, не будучи в силах отказать на приглашение организатора мероприятия – президента Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России Филиппа Кудряшова, специально приехала на один вечер во Владикавказ из далекой нынче Америки. Летела через Европу, Стамбул и Москву…

Хохлова не просто дала мастер-класс провинциальным журналистам, но по-настоящему зажгла. Выступала искрометно, всегда оставаясь в контакте с публикой, травила актерские байки и задушевно пела романсы. Удивительная артистка.

Лично журналиста Чернова тронула кинокартина «Отель» (16+) – давно анонсировавшийся, но так и не показанный на большом экране режиссерский дебют актера Александра Балуева. Чье амплуа – сплошная брутальность, и никакой романтики. Тут же он предстал как истинный драматург. Не во всем ладный и аккуратный, но с задатками большого мастера. Фильм его признали, кстати, не совсем достойным широкого зрителя – так пленка и лежит теперь на полке…

Картину Балуева представлял известный российский кинооператор, эксперт по работе с постановочным светом Александр Носовский. Мало кто, как он умеет рассказывать об удивительных световых решениях и чудесах небогатого, в общем-то, в плане палитры природного спектра, чередование крупных, средних и общих планов, удаляющихся и наезжающих, а также играх светотени.

Носовский заморачивается над каждым своим фильмом, и это делает его имя легендарным среди коллег.

Вместо послесловия

За пять дней Лаборатории региональным журналистам в качестве основы для сложного плавания в море кинокритики показали больше десятка работ – художественных, документальных и анимационных. Не все из них тронули за исконно русское, не все были одинаково сильными. Но в этом их качественном разнообразии и прелесть.

Кинокритику важно видеть киноработы разные по духу, исполнению, выразительности актерского языка. Этому нас и учили во Владикавказе, не забыв показать сам город и окружающие его поразительные горы.

Чернов, надышавшись чистейшим северокавказским воздухом, вернулся в Брянск вряд ли даже начинающим кинокритиком. Так, слабым неофитом. Хотя критики ему по жизни не занимать. Но в “Наш экран” он однозначно смог заглянуть. А это самое важное, пожалуй.

Спасибо Филиппу Кудряшову (на фото ниже) и всем-всем-всем.

Наша справка

Лаборатория региональной киножурналистики «Наш Экран» (16+) – это кино- и просветительский проект Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России (СКР), адресованный профессиональным журналистам. Он предоставляет участникам возможность получить теоретические знания в области кинематографии для написания рецензий на отечественное кино. Проект реализуется Гильдией продюсеров и организаторов кинопроцесса СКР при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, СКР, Минкульта Республики Северная Осетия-Алания, комитета по делам печати и массовых коммуникаций РСОА и Северо-Осетинского республиканского отделения СКР.

Фото “Брянского ворчуна”, пресс-службы и участников Лаборатории региональной киножурналистики «Наш экран»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Кнопки тут не просто так! Нажав их вы отправите эту новость своим друзьям.

Брянский ворчун

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: