В Брянске театралы перессорились из-за кукольного спектакля для взрослых «Однажды в Бадахосе»

Читать «Брянский Ворчун» в

По разные стороны зрительских баррикад местных поклонников не самого главного из искусств развел спектакль «Однажды в Бадахосе» (16+). Его премьера без «живых» актеров и «розовых пони в белых облаках» прошла на днях в Брянском театре кукол. Кто бы мог подумать.

Премьеру спектакля «Однажды в Бадахосе» местные медиа стали «ожидать» месяца за два до премьеры. Сообщали детали постановки, и как к ней готовятся в Брянском театре кукол. Подчеркивая вслед за его пресс-службой, которая не скрывала своего «затаенного дыхания», что грядущая постановка… совсем не для детей. Как следовало бы по привычке ожидать от брянских «кукольников».

Авторы сценического действа поставили для него возрастное ограничение «16+». Что весьма необычно для сурового Брянска, беспробудно застрявшего в своем театральном развитии. Не случайно любящие и понимающие толк в театре брянцы предпочитают ездить «за ним» в Москву или в Питер. Уж лучше реже, но зато не на абы что.

А тут вдруг Брянский театр кукол решил удивить. Постановкой для всех, «запретив» маленьким зрителям даже приближаться. Ну если только в сопровождении взрослых. Но и с ними, впрочем, не все тоже ровно вышло. Премьера «Однажды в Бадахосе» прошла 10 ноября с аншлагом, но после нее брянские театралы разделились на два враждующих зрительских лагеря. Кроме того, не все нашли в себе силы досмотреть предложенное «кабаре», или «фарс в двух актах с привкусом черного юмора», — так авторы сами определили жанр своей постановки.

Водораздел, судя по оставляемым в соцсетях комментариям, которые выражают впечатления брянцев от просмотра новой постановки, случился жутчайший. Считаем своим критически-ворчунским долгом привести их полностью или частично. Ведь по ним хоть отдельный спектакль ставь прямо сейчас — такой уж там накал страстей царит и присутствует неподражаемая драматургия. А еще — невольно даны характеристики нашего маленькому, но почти всегда злому и нетерпимому друг к другу брянскому обществу. Те самые, о которых не принято говорить вслух.

В разделе Брянского театра кукол на сайте федерального билетного сервиса приведены лишь два комментария о спектакле «Однажды в Бадахосе». Но они полярные, «плюс» и «минус», — так специально, видимо, подобрано. Чтобы подогреть зрительский интерес тех, кто только собирается посмотреть названный спектакль.

«Отвратительно! Этот спектакль, это худшее, что я видел на сцене. Такой пошлости, бездарности и цинизма нет даже в самых низкопробных сериалах. Очень печально, что существует возможность реализовывать такие постановки в ГОСУДАРСТВЕННОМ Брянском областном театре кукол, с привлечением средств бюджета», — с пуританской категоричностью и гражданской безапелляционностью отозвался некий Александр Кравцов на следующий день после премьеры, 11 ноября.

Однако Кравцову столь же остро возразила, яростно выстегав непонимание других, зрительница Светлана Погорелова. Она как раз восхищена увиденным: «Те, кто негативно отзывается о спектакле или не были никогда в театрах, или не знают об артхаусе, или привыкли видеть все в розовом свете, или просто не хотят задумываться над просмотренным. Ну и что ожидать от спектакля с возрастных цензом, уж явно не розовых пони в белых облаках. Стоило ознакомиться с оригинальной пьесой, как минимум.

Постановка шикарная. Не для всех, да, но шикарная. Роскошная работа кукольный дел мастера, талантливейшие актёры, очень смело и рискованно для провинциального зрителя, за это отдельные аплодисменты и «Браво!». Неоднозначный сюжет и, действительно, есть, о чём задуматься после просмотра. Определённо стоит сходить, чтобы самому сформировать свое мнение».

Не меньшие зрительские страсти кипят и в соцсетях. Например, в комментариях к сообщению о состоявшейся премьере, опубликованному в официальной группе Брянского театра кукол во ВКонтакте. Так, явно не далеко ушла от Александра Кравцова в своем восприятии нового спектакля Анастасия Кравцова — вероятно, судя по одинаковой фамилии, они его вместе смотрели. И не досмотрели до конца в итоге:

«Испорченный вечер, потраченный на просмотр бездарной и циничной постановки. Зрителю предлагается посмеяться над предсмертными муками умирающего старика, женщиной прикованной к инвалидной коляске и прочими «забавными» персонажами. Отсутствие таланта и хамство прилагаются. Вынуждены были уйти недосмотрев. В фойе театра нам объяснили, «Это же кабаре». Нет, друзья, это позор!».

За актеров и театр попробовала в ответном комментарии, адресованном Кравцовой, было вступиться его пресс-секретарь Ирина Азарова (на фото вверху): «Анастасия, зря Вы так… Просто это не Ваш жанр. Анастасия, я с Вами разговаривала в фойе, пыталась объяснить… Театр — он разный. Приходите к нам на «Русалку»!». Придет на нее Анастасия Кравцова или нет, даже предполагать не беремся. Ее удел, возможно, — это Брянский драматический театр. Кому-то же и он должен нравиться, в конце концов.

Зато, что ответить по существу Кравцовой, нашлась другая искушенная зрительница — Екатерина Соболева: «Анастасия, вряд ли эта театральная постановка подразумевала, что зритель должен посмеяться над стариками, инвалидами, слабоумными… Слишком плоско вы это восприняли. Я увидела в спектакле отражение нашего общества (его уродливых граней)! Ведь наверняка в окружении каждого из нас найдутся такие же «персонажи», которые ждут, когда наконец-то умрёт 92-летний старик, полагая, что их жизнь тогда станет лучше и заиграет иными красками, или же те, кто ходит в гости, чтобы оценить, чем их угостили, собрать сплетни, а затем пересказать их дальше по цепочке…

Нам хочется видеть только замечательное отношение к инвалидам, старикам, людям с отклонениями во внешности или умственных способностях… Только чутких, честных, законопослушных, воспитанных, отзывчивых людей с высокими моральными ценностями! Но увы… В нашем обществе бывает всё не так замечательно! И этот спектакль заставляет взглянуть со стороны на то, что часто мы не замечаем! На окружающих нас людей, на себя самих… И измениться…».

Екатерину Соболеву поддержала Наталия Новикова-Громыкина, кажется, брянская актриса: «Екатерина, вам БРАВО!». Понравился премьерный спектакль и бывшему актеру брянской «драмы», а в недавнем прошлом чиновнику районной администрации Александру Воронову. Он увидел в постановке театра надежду на творческое возрождение «кукольников»:

«Очень хорошее начало для работы над чувством юмора нашего зрителя. Кому положено уйти, благополучно ушли… Кому суждено было стать свидетелями рождения нового этапа театра… Были вознаграждены… Спасибо за чудесный вечер! Вперёд, Театр! Смелее… Мы идём за тобой… Браво!!!», — для чиновника прямо-таки дерзко и смело.

Почему одной части зрителей не зашла новая постановка, поняла Галина Тарасова, преподаватель детской художественной школы: «Буффонада — редкое в нашем городе действо! Публика, возможно, была не готова». Что тоже не удивительно.

Литературной основой для спектакля стала пьеса испанского драматурга Хуана Хосе Алонсо Мильяна с вполне определенным названием — «Цианистый калий… с молоком или без?». Режиссёром-постановщиком выступил дипломант российской Национальной театральной премии «Золотая маска» Алексей Смирнов из Санкт-Петербурга. Его сказка «Калиф-аист» открывала нынешний, 50–й сезон кукольного театра. Художник-постановщик — Елизавета Ольшвангер, тоже из Северной столицы. Санкт-Петербург.

Сюжет спектакля «Однажды в Бадахосе» чем-то напоминает отечественное «Горе от ума» и всех еще в школе доставшего Чацкого. Но тут все же другое, да еще и с большими, почти как люди, куклами. Которыми «вертят» кукловоды.

Импозантный молодой человек Энрике в сопровождении миленькой возлюбленной возвращается в родной испанский городок Бадахос, рассчитывая на сердечную встречу с престарелой тетушкой, милым дедушкой и очаровательными кузинами. Но вместо прекрасного дома из детских грёз его встречает старинный особняк, пропитанный смертельной скукой, глубокими обидами, личными амбициями и жаждой денег. Так постановка описывается в официальной аннотации.

Следующие премьерные показы «Однажды в Бадахосе» (возрастное ограничение все еще 16+) ожидаются: 24 ноября в 18:00 и 26 ноября в 17:00. Если авторов постановки до того не заклюют окончательно, конечно.

Фото: Лана Невская, Ирина Азарова, Брянский театр кукол, «Брянский ворчун»

Темы: , , , ,