Первой в истории атомного флота России женщиной-капитаном назвали официально Марину Старовойтову из брянского “города железнодорожников” Унеча. Ей даже пришлось выйти пережить стычку с пиратами в Аденском заливе.

Впервые атомный ледокол в истории России возглавила женщина. Марина Старовойтова из Брянской области, уроженка Унечи, которую – вот ведь бывает – больше ста лет называют “городом железнодорожников”. Ну а что поделать, если Брянщине не омывается ни одним из морей и от Северного Ледовитого океана, просторы которого бороздят российские атомные ледоколы, она тоже весьма далека….

Об историческом без преувеличения назначении уроженки Брянщины Марины Старовойтовой на высокую и ответственную должность “Росатом”, под эгидой которого находятся атомные ледоколы, объявил накануне. Это произошло в Нижнем Новгороде – на масштабном шоу, приуроченном к 80-летнему юбилею атомной отрасли.

«Быть капитаном – это продолжать традиции атомного флота, беречь экипаж и ледокол. И в этом я вижу свою главную задачу. Буду решать её каждый день. И я очень надеюсь, что справлюсь и оправдаю ваше доверие и доверие коллег», – заверила Марина Старовойтова, получая значок капитана из рук почетного президента мурманской организации ветеранов «Атомфлот» Александра Баринова.

Между тем еще каких-то два года назад о Марине Старовойтовой рассказывали как о первом старпоме (старшем помощника капитана) нового атомного ледокола “Ямал”. А теперь она его капитан! Женщина-капитан. Другой такой в атомном флоте России нет. И пока не предвидится.

Впрочем, первые два года на «Ямале» прошли для Марины в “приниженном” статусе. На борт ледокола она ступила с дипломом старшего помощника капитана, но вынужденно согласилась приступить к работе в нижестоящей должности – второго помощника.

Но ничего, прошла все стажировки, показала себя с самой лучшей стороны. И приглашение на капитанский мостик не заставило себя ждать. Где ей поручили типичный для старпома фронт морских работ – планирование и контроль маршрута атомохода, работу с электронными и бумажными картами.

У Марины вообще-то боевой характер. В юности она мечтала быть… десантником. Но первый приказ Минобороны, разрешавший девушкам поступать в десантные училища страны, появился уже тогда, когда Старовойтова бороздила моря в должности матроса и заочно училась в Государственном университете морского и речного флота им. адмирала Макарова. До этого уважаемого профильного вуза в жизни Марины были – в это тоже мало кто может поверить – Брянский госуниверситет, который она окончила с диплом педагога-филолога, и учительство в средних классах обычной сельской школы. Там она преподавала русский язык и литературу.

В один из похожих на другие учительских дней 2005 года знакомые 23-летней Марины, которые жили в Заполярье, рассказали о наборе слушательниц (не слушателей!) в плавсостав Мурманского морского пароходства. Старовойтова загорелась. Воспылала желанием попасть туда, будто спичка, во что бы то ни стало. И добилась своего. С учительством было покончено. И спустя годы Марина стала настоящим морским волком – кто бы мог подумать…

Марина заставила себя привыкнуть – раз и навсегда – к морским качкам, особенно на ледоколах, которые в силу конструкции качает сильнее. Она не могла ни есть, ни пить, в глазах был постоянный туман. Но Старовойтова продолжала выполнять выбранную работу.

Свыклась она и с разными типами морской качки – бортовой (когда все падает, и невозможно заснуть) и килевой, когда корабль мотает с носа на корму. Поэтому в каюте стоят сразу койка и диван. По-разному стоят: вдоль и поперек каюты. Смотришь на качку и выбираешь место отдыха или ночлега.

Была в морской жизни Старовойтовой и стычка с пиратами… Те погнались за танкером, на котором была Марина, в Аденском заливе, где чуть ли ни каждый день захватывают суда вооруженные корсары. От абордажа и пленения спасла высокой скорость танкера.

Первый свой “руководящий” рейс – в должности старшего помощника капитана – протяженностью 5850 миль (более 10 тысяч км) Марина совершила на балкере Мурманского морского пароходства. Так называют суда для перевозки грузов насыпью. Тогда она преодолела со своей командой обледенение корпуса корабля в Чукотском море, 10‑балльный (!) шторм в Тихом океане. И едва разминулась с прибрежными скалами…

В Артике Марина проводит обычно с конца осени до середины весны. Бывают рейсы на “Ямале” и посреди года. В перерывах между выходами в море она продолжает жить в родной Унече. Где ее дожидается 14-летний сын Артем. Ступив на долгожданную сушу, Марина занимается домашними делами и огородом, гуляет по лесу, собирает грибы, рыбачит с ночевкой в палатке.

К слову
В мире есть еще только одна дама, достигшая столь высокой ступеньки в табели о рангах атомного флота. Это петербурженка Диана Киджи, старпом ледокола «50 лет Победы». Она уже поздравила Марину Старовойтову с “историческим назначением” на своей ВК-странице пожелала коллеге “успешной, благополучной, спокойной работы, лёгкого льда и надежного экипажа”.

Фото Алексея Башкирова / «СР», Руслана Михайлова, Славы Степнова, с портала “Атом Медиа” и с ВК-страницы Марины Старовойтовой
Гордимся такими!