«Душить, отстреливать, стерилизовать… выводок…..»

Мнение

Брянские активисты из Новозыбкова пытаются поменять отношение общества к цыганским детям.

Наша лучшая проектная идея – “Другие дети”, – говорит Оксана Инашевская, член Общественной палаты брянского города Новозыбков и глава некоммерческой организации «Центр детства и семьи «Мечта».

Ее “другие дети” – это самые обычные цыганята, к которым отношение в обществе традиционно то еще. Да, собственно, оно отражено в заголовке: вынесенные в него страшные и вместе с тем мерзкие слова, о которых пойдет речь ниже, многие люди по отношению к “чумазым” даже не стесняются произносить. Увы. Это наш общий позор.

Цыганскую ребятню действительно сложно любить всем сердцем – они отпрыски очень специфического народа без родины. С другой стороны, “русские” или кто другие цыганам тоже, как пить дать, кажутся далекими от идеала. Впрочем, их об этом вряд ли кто спрашивал, да и спросит.

– Мы встречаем их (цыганят – Прим. Ред. ) на вокзале, на улицах, в магазинах. Их обычно много, на них одежда не по размеру и не по сезону, могут просить у вас деньги, но всегда улыбаются, открытые и счастливые.

Цыганские дети. Что вам приходит в голову, когда вы слышите слово “цыгане”? Два года назад “Левада-Центр” опубликовал мониторинг ксенофобских настроений. Самая негативно окрашенная социальная дистанция у россиян выражена именно к этому этносу: 43 процента опрошенных сказали, что они «не пускали бы» их в Россию. И за два года настроение не изменилось.

На территории Новозыбковского городского округа Брянской области есть особое поселение – Тростанское. Там проживает около 300 семей, воспитывающие 524 ребенка. Сто пятьдесят из них – цыганские дети до восемнадцати лет.

В большинстве своем цыганские семьи неполные и многодетные. Они живут общиной, среди них много родственников. У каждой семьи своя история, свои трудности и проблемы. Но социальная помощь для цыганской семьи невозможна. Люди годами живут без документов, без прописки, не умеют читать и писать. Дети не имеют медицинских полисов, а без них невозможно оказание медпомощи. В детский сад их берут с большой неохотой или не берут вовсе.

Всесторонний подход к решению проблемы на практике встречает определенные трудности, связанные с предрассудками и стереотипами. «Душить, отстреливать, стерилизовать… выводок…..», – и много чего ещё можно услышать от людей, которые имеют высшее образование, занимают должность и принимают решение.

Так и родился этот проект “Другие дети”. Основная задача – наладить партнерское взаимодействие государственных и негосударственных учреждений, органов местного самоуправления по решению острых социальных вопросов цыганских семей.

Среди маленьких, но больших побед – мы познакомились с цыганскими семьями, проживающими в Новозыбковском городском округе. Начата работа по оказанию комплексной социальной, юридической, психологической помощи местному и цыганскому населению. Организована работа с цыганскими детьми в области обучения русскому языку и грамоте.

Ограничения, связанные с нераспространением короновирусной инфекции, внесли коррективы в планы. Мероприятия с участием местного и цыганского населения по межкультурному взаимопониманию отложены до нормализации эпидобстановки. Проводится информационная работа с акцентом на положительных сторонах жизни цыганской общины.

Фото: Оксана Инашевская, группа в ВК «Окно разбил», “Брянский ворчун”

P. S. – Проживающих в Тростанском сельском поседении цыган еще называют “невидимыми людьми”. Недавно из Москвы приезжала телевизионная группа снимать о них большой документальный фильм. Подробности в этой заметке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Кнопки тут не просто так! Нажав их вы отправите эту новость своим друзьям.

Брянский ворчун

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: