Работа биолога еще недостаточна

Фаев_биолог_Брошенная школа 1 (1) ФАЕВ

Случайно мы оказались в заброшенной соседней деревне. В порушенном здании школы, из кучи мусора на полуразобранном полу я вытащил и из любопытства забрал с собой пыльную картонную папку – личное дело некоей учительницы Лилии Петровны Бергис. В этом деле имелся всего один документ – характеристика на учительницу, написанная от руки директором Загорской семилетней школы.

Почему эта характеристика так меня поразила ? Чем так тронула?

Характеристика

«Бергис Л. П. рождения 1928 года проживает в дер. Закрючье Чистовского сельского совета. Имеет троих детей, мужа, который работает в колхозе «Новая жизнь» – колхозник.

Бергис работает в данной школе с 1951 года. Окончила педучилище очно и заочно – Учительский институт по специальности «биологи и география». Преподавала в 1957-58 учебном году биологию в 5-7 классах, немецкий – в 6 и 7 классах и труд.

Программный материал учениками усвоен, комплекс практических работ по всем предметам выполнен (с учетом имеющихся возможностей в школе). На уроках учительница всегда применяла наглядные пособия, сама изготовила их, но мало привлекала к этому учащихся.

Уроки немецкого языка у учительницы проходят неплохо. Программный материал учительница знает, владеет достаточным для преподавания в 6-7 классах словарем немецких слов.

Но в работе учительницы имеются недостатки. Уроки учительницы не вызывают нужной инициативы учащихся. Учительница больше объясняет сама, нежели пробуждает интерес к выводам у самих учащихся. Учащиеся иногда способны сами сделать сообщение о жизни того или иного животного, сделать выводы по изученной теме, но учительница старается сообщить о том сама методом рассказа.

Мало уделяется внимания творческой работе с учащимися.

На уроках немецкого языка больше внимания уделяется чтению и переводу текстов, мало проводится письменных работ, не прививаются навыки разговорной речи, записи слов и текстов под диктовку.

Недостаточно требовательна учительница к плану выполнения работ на пришкольном участке. Не требует и сама слабо практикует внедрение передовой агротехники на учебно-опытном участке, не уделяет внимания садоводству. Не прививает у учащихся любовь к аккуратности, бережливости, социалистическое отношение к труду, к школьному имуществу.

Учительница участвует в общественной работе колхоза. Является агитатором, членом Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. Много внимания уделяет школьному огороду, цветнику. По инициативе Бергис работал в этом году кружок юннатов. Недостаточно осуществляет связь в работе с учителями и учениками 1-4 классов, не помогает им в организации и проведении опытов на учебно-опытном участке.

Работа биолога еще недостаточна, но при большем старании учительница может давать полноценные знания учащимся

Директор школы ( подпись неразборчива)

15 июля 1958 года

***

Непонятно зачем и для чего была составлена столь странная, никуда не отправленная двусмысленная характеристика. И может в те времена подразумевалось, оценивая деятельность любого работника, непременно сообщать о выявленных недостатках, пусть и достаточно сомнительных? А то ведь непонятно, какое еще нужно учительнице «большее старание», чтобы давать учащимся полноценные знания? Кто определил «достаточный словарь немецкого языка учительницы» для преподавания в 6-7 классах и с чего она преподавала немецкий, сама ему не учась? Просто негде было взять другого учителя?

Или еще. Так все же хорошо или нехорошо она проводит работу на учебно-опытном участке? Каковы необходимые пределы «привития» у детей социалистического отношения к труду и что они означают вообще? Как определиться с достаточностью или недостаточностью связи с учителями и учениками начальных классов?

Из характеристики всего этого не понять. Да и кого интересуют ныне те некогда бушевавшие в маленькой школе страсти, споры, оценки, слова? Их давно никого нет – ни придирчивого директора, ни критикуемой им, явно ни за что  учительницы, матери троих детей Бергис.

Всех унесло безжалостное и равнодушное  время.

И речь, собственно, ведь не только о ней, незнакомой учительнице, но о роли официальной Бумаги, которая всегда при случае сыграть или на пользу, или во зло любого человека, а он порой может и не понять причин дальнейших перемен в своем будущем. Так, мой товарищ по Архивному институту Борис Альбрехт рассказывал, как в 90-е годы прошлого века участвовал в рассекречивании некоторой части документов Архива ЦК КПСС и среди прочего читал характеристики сотрудников аппарата ЦК, к слову, как раз конца 40-50-х годов прошлого века. И на некоторых документах, в верхнем углу видел пометки краткие, итоговые пометки красным карандашом. Кто был автор пометок, непонятно, но это были Итоговые пометки, в которых незримый всесильный сотрудник аппарата определял дальнейшую судьбу героев характеристик. Вроде «по завершении исп. срока отправить в область, но в др. регион», или – « выше зам. нач. отд. не повышать» и т.д.

И всё! Вот и решала Бумага судьбу человека, хотя он об этом еще ничего не знал…

Юрий Фаев ( из лесной деревни), специально для «Брянского ворчуна»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Кнопки тут не просто так! Нажав их вы отправите эту новость своим друзьям.

Брянский ворчун

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: