Почему многие школьники страдают от депрессии на «дистанционке»?

Больше трети школьников, как следует из опроса НМИЦ здоровья детей Минздрава, жалуются из-за нового почти для всех дистанционного обучения на состояния, которые сильно напоминают депрессию. В причинах ее возникновения разбирается разносторонний друг редакции «Брянского ворчуна» из Великого Новгорода эксперт Елена Михайлова. Будучи сама «матерью с опытом», она еще кандидат педагогических наук, политик и владелица… частного музея каменных жерновов.

Эксперт Елена Михайлова, мама со стажем и кандидат педагогически наук

Признаки депрессии у львиной доли школьников от дистанционного обучения видны невооруженным глазом каждому родителю, а не только из опроса НМИЦ здоровья детей Минздрава. Причин этому три.

Первая причина – нарушен ключевой принцип классно-урочной системы – предсказуемость учебного процесса. Очные занятия то есть, то нет, время для них то такое, то сякое – ситуация непредсказуемости зашкаливает. Семьи школяров дезориентированы – они стали не просто свидетелями, а жертвами разрушения института школьного образования.

Вторая причина – на наших глазах школа перестала быть флагманом знаний. Ее и так всегда критиковали, что она оторвана от жизни, готовит теоретиков, а тут еще школа продемонстрировала, что многие актуальные жизненные умения у нее самой отсутствуют. Учителя массово не умеют общаться через ПК и по интернету, не имеют доступа к устойчивому и бесплатному интернету для проведения удаленных занятий с классами, многие педагоги оказались не готовы подавать учебную информацию модульно – только процессно. Иными словами, научить принципу решения задач и оставить ученику десяток на тренаж – непосильно!

Привычка цедить знания по капле и ежеурочно контролировать учеников порождает организационное бессилие. Учителя шлют задания и ведут вебинары, когда «готовы сами», один до 12 утра, другой после рабочего дня, принимают домашние задания по разным почтам, «вацапам», «дневникам.ру» – кто во что горазд. В этих условиях ни работающие родители, ни подростки не могут гармонично планировать свою образовательную занятость. Этот рваный ритм убивает ученическое прилежание на раз-два.

Третья причина, вызывающая к жизни признаки депрессии у всех участников учебного процесса, – отсутствие вектора на изменение ситуации. Все понимают, что бессилие российской школьной образовательной системы тотально. Почему? Потому что не видно, чтобы не то что сделали, а хотя бы заговорили о необходимости:

— начать разработку и выдачу школярам не учебников, а тестов и электронных устройств с набором программ «1, 2, 3, … 11 классы»;

— строго регламентировать связь с педагогом – его вмешательство в жизнь семьи школьника не должно носить характер 24 часа в сутки, как это есть сейчас;

— выдать школьникам по браслету для снятия первейших медицинских показателей;

— указать школьникам по три ближайших уличных тренажерных площадки, откуда учителю надо прислать всего лишь селфи как свидетельство: я, ученик, ежедневно гуляю и физически активен;

— в бесплатный пакет TV-программ ввести новые образовательные программы с говорящими названиями «1 класс», «7 класс» и так далее.

Итак, родители видят: власть имущие не прикладывают никаких усилий, чтобы изменить систему школьного образования. Им страшна сама мысль о том, что объективно помещения школ теперь вообще не нужны или нужны в минимальном объеме. Зато «полечить» возникающие депрессивные состояния у школьников – это да, это интересный повод потратить бюджетные средства во всероссийском масштабе. Государство не планирует убрать причину провала школьного образования, выявленного коронавирусом, – ему проще «благородно» тратиться на преодоление последствий.

Никакой привязки и уж тем более привязанности обучаемых к школьным стенам и учителям отныне не существует. Под флагом пандемии и вялого школьного «дистанта» государство купирует бесплатное образование для граждан.

Поэтому и не видно трат на то, чтобы такое образование становилось доступно массам из каждого утюга.

P. S. – редакция может иметь иное мнение, отличающееся от авторского. Оригинал текста опубликован на сайте сетевого СМИ «Давыдов.Индекс»

Темы: , , , , , , ,