Провокационного Ленина и голого императора Николая II показывают в Брянске

Авторская колонка

Незаметно для широкой общественности проходит в зале РОСТ Брянска дерзкая художественная экспозиция местных художников, посвященная 150-летию со дня рождения вождя мирового пролетариата и основателя СССР Владимира Ленина (Ульянова).

Владимир Ильич родился 22 апреля 1870 года. Но открыть посвященную ему выставку авангардистских картин в середине весны 2020-го не получилось из-за коронавирусных ограничений.

Первых гостей в выставочном зале РОСТ Бежицкого района Брянска председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Творческий Союз художников России» художник-монументалист Сергей Клещиков встретил 7 ноября. В день Октябрьской революции 1917 года, или как сейчас все чаще говорят – Октябрьского переворота. Что тоже было по-своему символично.

Брянский художник Сергей Клещиков зовет посмотреть на как минимум необычные портреты Владимир Ленина

С тех пор «ленинская» выставка, как и подавляющее большинство художественных экспозиций в Брянске, интереса – ни особого, ни просто у местных жителей не вызвала. Хотя она как минимум необычна. Если ни сказать больше, что будет вернее, – оригинальна, провокационна и вызывающа. Даже для столицы, пожалуй. На то они и авангардисты. Художники-авангардисты. Почти 10 человек, которые передали для экспозиции в РОСТе свои работы.

Открытие выставки, состоявшееся 7 ноября 2020 года в брянской галерее РОСТ, ажиотажа не вызвало

Впрочем, на днях о выставке картин с образами Ленина узнали в «Клубе левых историков и обществоведов» (КЛИО), о чем и сообщили в своей группе во ВКонтакте: «Омерзительная пошлость. Отправившись на выставку, возможно, всей семьей, вместе с детьми (так как на афише выставки нет никаких ограничений по возрасту), Вы будете шокированы от увиденных работ художников».

Арт-шок у «леваков», читай, коммунистов вызвали как раз картины с изображениями вождя мирового пролетариата и основателя государства СССР – Союза Советских социалистических республик, правопреемником которого стала Российская Федерация. На одной из работ с названием «Последний взгляд» товарищ Владимир Ленин изображен на закате жизни, после инсульта. Без своего фирменного прищура, с широко и неестественно открытыми глазами. Картина нарисована по редкой, почти не публиковавшейся прижизненной фотографии вождя.

Тот самый “Последний взгляд”

– Для меня это очень важный образ Владимир Ильича, – говорит автор картины художник и организатор выставки Сергей Клещиков, называя вождя мирового пролетариата значимым политиком, которому он готов простить даже народный террор и высылку интеллигенции за рубеж. – На этой картине Ульянов-Ленин настоящий, истинный. Как будто он впервые увидел мир таким, каким его видят остальные.

Но фанаты Ленина возмущены. До глубины души, мягко говоря. В том числе другой выставленной в брянской галерее РОСТ провокационной картиной – «Я Ленин. Я Лена». Комментировать ее трудно: каждый в изображенном видит свое, в меру собственного понимания и даже распущенности. Не автор Клещиков, пытаясь передать творческий замысел молодого коллеги Романа, уверяет, что склонившаяся на полотне перед Лениным девушка Лена… восхищается им – не более того. Но из-за этой картины, точнее поднятого в связи с ней совсем не творческой шумихи теперь придется придать выставке, сожалеет Клещиков, возрастное ограничение «18+».

Третий своеобразный «портрет» Ленина с брянской выставки просто обязан разгневать и его почитателей и монархистов, особенно тех, кто восхищается последним российским императором Николаем II. Работа отсылает зрителей к Кровавому воскресенью 9 января 1905 года. Трагическим событиям более чем столетней давности, когда в Санкт-Петербурге, тогдашней столице, против мирной манифестации рабочих было применено огнестрельное оружие, и погибли сотни человек.

«Вот так-то, батенька»

Именно это историческое действо необходимо видеть в картине «Вот так-то, батенька», уверяют организаторы выставки, а не что-то другое. Но наша редакция на всякий случай (дабы надзорно-контролирующие и прочие органы чего дурного не заподозрили) скрыла перед публикацией великодержавную срамоту черным квадратиком. Не Малевич, конечно, но все же. Пусть извинит нас автор.

– Другие, так называемые картины с изображением В. И. Ленина, имеют не менее отвратительный вид, – сообщает в своей полной гнева рецензии для исторического сообщества КЛИО некто Ярослав Козлов.

Его и других приверженцев коммунистических идей не понимает известный брянский журналист Алексей Хотяновский: «Посетил выставку работ наших художников, посвященную 150-летию Владимира Ильича… Местные коммунисты чего-то не в восторге… С чего бы? А мне понравилось.. Тем более, что есть полотно «Леннон и Ленин», найдёте, надеюсь…», – написал на своей странице в ВК в начале января ведущий государственного областного телеканала «Брянская губерния» Хотяновский, опубликовав также несколько фото с выставки.

Каноническое изображение вождя мирового пролетариата Владимира Ленина

Левые историки и обществоведы требуют от департамента культуры Брянской области обозначить свою позицию по поводу «ленинской» выставки. А депутат Брянской областной Думы от КПРФ Константин Павлов заявил «Брянскому ворчуну», что уже в ближайшие дни постарается с товарищами «добиться закрытия этой выставки псевдоискусства, а потом – привлечения организаторов к ответственности». Ни больше и ни меньше – к ответственности:

– Не удивлён, что брянские власти такое допускают. Не дают им покоя Владимир Ильич Ленин и созданная им сверхдержава Советский Союз, богатства которой уже 30 лет жулики и воры не могут разграбить.

Предельно ясно представитель брянских коммунистов отзывается и об участниках выставки. Называет их «серыми», «посредственными и, видимо, больными людьми», которые «только так и могут заявить о себе – с помощью провокации».

Критикам, которые по аналогии с преследованием советского классика не видели экспозицию, но осуждают ее, Клещиков в отношении себя и соавторов выставки возвращает их же оценки. Ему совершенно все равно, что думают о его и чужих работах другие. Коллеги или зрители. Левые или правые. Почитатели или ненавистники Ленина. Искусство должно быть свободным, в том числе и в плане самовыражения творческих людей, уверен брянский художник.

Клещиков считает, что искусство должно быть свободным

Возрастное ограничение: 18+

Фото: С. Клещиков, А. Хотяновский, КЛИО

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Кнопки тут не просто так! Нажав их вы отправите эту новость своим друзьям.

Брянский ворчун

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: