Брянцев разозлил рекламный баннер букмекерского шалмана на уникальной мозаике экс-кинотеатра «Космос»

Читать «Брянский Ворчун» в

Пользователи интернет-пространства Брянска снова подняли вопрос о допустимости уродования зданий, ставших уже историческим достоянием города, непонятными рекламными баннерами.

Один из активных пользователей соцсетей брянский дизайнер и фотограф Александр Беляк выложил на своей странице в «Фейсбуке» гневный короткий пост с фотографией бывшего кинотеатра «Космос» в Фокинском районе областной столицы. В публикации говорится о том, что уникальное мозаичное панно на фронтоне некогда популярного учреждения культуры варварски занавешено огромным рекламным баннером всемирно известной букмекерской конторы, чей бизнес в конце 2020 года занял второе место в списке «Форбс», на секундочку.

Букмекерскую контору создали, к слову, жители Брянска, которые сейчас находятся в международном розыске. Самому «главному» из них принадлежит, кстати, добрая часть коммерческих и жилых помещений по всему городу. Один из пунктов букмекеров находится в бывшем кинотеатре «Космос», и в этом шалмане делают все, кажется, чтобы от городского наследия не осталось и следа.

Под постом о рекламном баннере букмекеров, перекрывающем авторскую мозаику на «Космосе», развернулась бурная дискуссия. Привести ее мы не можем: слишком много в ней идиоматических высказываний, отражающих культурологическую глубину истории нашего народа. Но в числе комментаторов представители СМИ и ведомственных пресс-служб, активисты, деятели искусства и культуры, просто неравнодушные горожане. Многие возмущены.

Но есть и те, кто небезосновательно призывает вспомнить, что кинотеатр «Космос» уже много лет как не кинотеатр. Все что угодно, но только не храм «самого важного из искусств», коим для нас, согласно заветам Ленина, является кино. Да и проблема с этим баннером на само деле куда глубже. Она в нашем бессовестном и позорном отношении к наследию предков. Мы и деревья в аллеях и скверах, высаженных 70-50 лет назад, безжалостно вырубаем, и красивые примеры градостроительного искусства не сохраняем совсем.

Самые яркие и монументальные мозаичные панно появились на зданиях Брянска в период с 70-х по середину 80-х годов прошлого века. Некоторые были созданы в преддверии широко отмечавшегося тысячелетия города. По словам известного брянского художника и скульптор Сергея Клещикова, ставшего недавно скандальным благодаря выставке провокационных портретов Ленина и Николая II, заказы на оформление фасадов жилых и общественных зданий мозаикой доверяли лишь дипломированным специалистам-монументалистам. Их в Брянске было столько, что можно было легко по пальцам двух рук пересчитать.

Сергей Клещиков

Но теперь, сокрушался в прошлогоднем интервью коллегам из интернет-издания «Наш Брянск.RU» эмоциональный по своей художественной натуре Клещиков, «такое чувство, что в Брянске мозаичное искусство ни в грош не ставится». Чудовищными в своей эстетике рекламными баннерами и вывесками, а также наносимыми на стены зданий утепляющими растворами занавешиваются и навсегда скрываются многие мозаичные панно эпохи СССР. Хотя во всем мире они ценятся и давно признаны как выверенное временем искусство.

Но в Брянске, детка, другой подход. Так, навсегда утрачена композиция с Олимпийским советским Мишкой, которая была на жилой панельной пятиэтажке по улице Брянской Пролетарской Дивизии при въезде в Бежицкий район города — ее просто уничтожили. И любовь россиян к победам своих атлетов на Олимпиадах не помогла.

Приятные исключения из здешнего варварства: мозаичные патриотические и другие панно на бетонной звезде Кургана Бессмертия, стене помещения Базового медицинского колледжа, на торце многоэтажного офиса «Ростелекома», на здании Брянского областного колледжа искусств по улице Горького. Но и эти образцы нуждаются в заботе.

По мнению профессора БГИТУ Александра Городкова, сказал он изданию «Наш Брянск.RU», каждое панно с советской мозаикой на зданиях в столице региона имеет художественное значение.

«Это наша история, история нашей архитектуры, история эстетики оформления зданий. Пренебрежение к работе мастеров, которое наблюдается сегодня, мне совершенно непонятно. Мозаичные картины нужно сберечь. Нужно отреставрировать те, которые в этом нуждаются. Это же уникальные вещи, в них отразились духовно-нравственные ценности нескольких поколений! Пусть наши городские архитектурные службы приглашают специалистов, чтобы они обследовали творения советской эпохи и определили спектр работ. Все наиболее выразительное, что остается в эпохах, необходимо сохранить», — настаивает ученый, часто критически и, что важно, по делу высказывающийся о состоянии городской среды Брянска.

Брянский архитектор-реставратор, член Союза архитекторов России Александр Перов сожалеет, что нынешние собственники зданий не видят в советских произведениях из смальты (исходный материал для мозаики) ничего ценного. А лишь прозаичное.

«Такое пренебрежение абсолютно необоснованно, — считает Перов. — Не пытаться сохранить эти творения — все равно, что плевать в колодец. По-другому я не назову. Рано или поздно столь преступное отношение к искусству аукнется».

Но в мэрии Брянска традиционно от себя все «отгребают». Еще год назад заместитель главы Брянской городской администрации Николай Голубокий заявил журналисту «Наш Брянск.RU», что «существует перечень объектов историко-культурного наследия Брянской области, но в нем нет зданий, на фасадах которых размещены мозаичные панно. В целом же обязанность следить за надлежащим состоянием фасадов зданий возложена на правообладателей объектов недвижимости».

Я не я, и хата не моя. А значит и следить я за ней не должен. Хоть и отвечаю за город в целом. Примерно так.

Нынче на построенных в Брянске и области многоэтажных домах мозаичных картин. Если и украшает их что, что сплошные, простите за слово, муралы. Часто с сомнительной художественной ценностью и выполненные очень по-детски. Что не удивительно. Мурал — это такое огромное изображение, которое нанесено красками на стену здания или сооружения чаще всего мастерами-самоучками уличного искусства.

Очень такие картины глава города Брянска Марина Дбар любит. Одну как минимум она сама даже заказала, профинансировав необходимые работы. Очень старая традиция, берущая свои корни из эпохи Возрождения, когда итальянские князьки приглашали к себе для создания разных творений людей искусства.

Глава города Брянск Марина Дбар и ее люди искусства

Мурал — это относительно дешево. А мозаичное панно дорого: в прошлом году изготовление на стене здания одного его квадратного метра (самый бюджетный вариант!) обходилось, по словам Клещикова, примерно в 250 тысяч рублей. И это при наличии множества разрешающих документов и большого количества времени. Да и не учат больше в Брянске искусству монументальной мозаики. А мурал что — взял краски, снаряжение для промышленного альпинизма и нарисовал. Не быстрый тоже процесс, конечно, но все же.

Какая эпоха — таки и художества.

Фото: «Брянский ворчун», Александр Беляк, Виктор Вейбурт, пресс-службы Брянского горсовета и правительства БО, Сергей Клещиков, «Наш Брянск.RU», Павел Стрельцов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Темы: , , , , , , , ,