Сообщение ТАСС о найденных на стенах брянской школы в Лужках иконописных росписях старообрядцев оказалось скандальной историей “с бородой”

Авторская колонка

Старую историю случайно обнаруженных в 2019 году в приграничном селе Лужки Стародубского района Брянщины уникальных старообрядческих ликов Ветковской иконописной школы информагентству ТАСС за новую сенсацию зачем-то выдал местный общественник Руслан Прокопишин. Он представляет национальный комитет Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) и ранее засветился в неоднозначной истории, связанной с бюджетным финансированием восстановления графской усадьбы Алексея Толстого в Красном Роге.

Об обнаруженных в брянском приграничном селе Лужки Стародубского района удивительных фрагментах старообрядческих храмовых росписей XVIII века Ветковской иконописной школы рассказали 19 сентября все брянские СМИ. Исключением не стало и наше издание. Но чуть позже выяснилось, что эта история “с бородой”. И далеко не все в ней так уж однозначным представляется. На скандальные детали указало ВК-сообщество “ДЕСНЯНСКАЯ ВОЛНА – Брянск (новости)”.

Но вначале напомним суть культурологической сенсации. О ней рассказало федеральное информационное агентство ТАСС. С подачи руководителя Брянского регионального отделения национального комитета Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) Руслана Прокопишина. Его версия такая: иконописные храмовые росписи на бревенчатых стенах заброшенной школы в Лужках обнаружили якобы случайно рабочие, которые разбирали здание “на дрова”. Дрова же оказались не простыми – старинными рубленными бревнами из некогда существовавшего в Лужках, предположительно с XVIII века, старообрядческого храма…

Руслан Прокопишин часто дает интервью СМИ в качестве эксперта в области охраны исторических и культурологических памятников

Деревянную часть здания школы в Лужках сложили из храмовых бревен в советское время. Внутри стены были обклеены обоями и покрыты штукатуркой – под их слоем и скрывалась многие десятилетия уникальная роспись, нанесенная прямо по бревнам. Она относится, как выяснили уже специалисты, к старообрядческой Ветковской иконописной школе, сейчас встречающейся крайне редко.

Пример Ветковской иконописной школы из запасников Государственного Исторического музея

Корреспонденту ТАСС общественник Руслан Прокопишин пояснил, что “Ветковская иконопись – это очень редкая находка”. А также то, что “к работе по сохранению памятника уже подключили экспертов и реставраторов, в ближайшее время проведут профессиональную архитектурную фиксацию”.

Брянские СМИ живо передрали сказанное Прокопишиным, позаимствовав друг у друга по традиции даже заголовки. И не особо вникая в суть происходящего. Тем более никто из брянских журналистов не стал вспоминать вполне скандальную предысторию обнаружения в Лужках храмовых росписей. О ней Прокопишин специально или невольно, может, и по незнанию умолчал.

Между тем вскоре выяснилось, что храмовые росписи в Лужках обнаружили еще… три года назад, в ноябре 2019-го. Об этом напомнили авторы ВК-сообщества “ДЕСНЯНСКАЯ ВОЛНА – Брянск (новости)” (далее, для краткости – просто “ДВ”): “Наш рассказ [трехлетней давности] о скрытых под штукатуркой росписях наделал немало шума, приезжали даже реставраторы из Беларуси. Однако, брянским чиновникам обнаружение [в 2019 году] уникальных росписей оказалось нужным, как пятое колесо в телеге”.

Коллеги из “ДВ” настаивают, что храмовые росписи из Лужков обнаружили не рабочие, разбиравшие местную школу, а житель Брянска Артур Беляев. Он любил путешествовать по Брянщине – может, и сейчас не бросил это увлечение. И одно из таких путешествий Беляева, дескать, и принесло уникальное культурологическое открытие родом из 18-го века!..

Как рассказал тогда “ДВ” Артур Беляев, “строительство здания школы в советское время производили фрагментами из готового материала. Так получилось неплохое здание в стиле модерна. А вот в чулане этой школы-церкви обнаружилось нечто…”. Коллеги из “ДВ” показали фотографии, сделанные брянским путешественником в чулане Лужковской школы, историку-краеведу Григорию Кожурину. Тот тоже бывал в Лужках, но в 2013 году. За шесть лет до визита туда путешественника Беляева сельская школа уже была закрыта и заброшена, а доступ посторонним в неё – ограничен. Кожурин не смог попасть внутрь в 2013 году – открыть заново храмовую роспись повезло не ему.

Вскоре в Лужки приехали… белорусские реставраторы из Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Г. Шклярова (на фото выше), находящегося в Гомельской области, недалеко от границы с Брянщиной. Они и стали спасать уникальные росписи. “ДВ” приводит рассказ реставраторов, записанный почти 9 лет назад:

“[Школа с росписями], конечно цела. Консервируем на месте. Как же увезти [эти росписи]?.. Это надо здание разбирать. Покрываем “профилактикой” непосредственно на стенах. Это тоненькие листы папиросной бумаги, которые наклеиваются поверх отслоившейся живописи осетровым клеем.

Наивно верить, что там так все просто. Главное сейчас все это сохранить. И активизировать музеи Брянщины. Иначе все это просто осыплется, и будем просто вздыхать о том, что было”.

Проявили интерес к храмовым росписям и представители старообрядческой общины. Но что-то не сложилось: росписи им тогда не отдали. Зато неизвестные вынесли из здания школы толстенные половые доски, разбили и разобрали на кирпичи печи, ободрали штукатурку и дранку… А еще, говорят, рядом с ликами святых местные “интеллектуалы” написали массу похабных слов…

Теперь о храмовых росписях в Лужках вновь “вспомнили”. “У нас задача, чтобы это все осталось в регионе, потому что это – его культурное наследие, мы рассмотрим возможность консервации и перевоза памятника в Клинцы (один из центров староверчества на Брянщине – Прим. Ред.)”, – сказал ТАСС Руслан Прокопишин. То, что он именно снова вспомнил об уникальных старообрядческих росписях, может и не совпадение.

Ранее Прокопишина, как не “имевшего профессиональных знаний”, жестко критиковала другая и общественница – Валерия Захарова (на фото выше), знаменитая защитница исторического облика и сторонница правильной реконструкции усадьбы графа-писателя Алексея Толстого в селе Красный Рог. От нее, кстати, почти ничего не осталось уже, если не считать зданий-новоделов. И это после нескольких туров грандиозной реставрации.

Прокопишин вроде как имел отношение к ГИКЭ – Государственной историко-культурной экспертизе проекта реставрации ныне утраченного, можно сказать, литературно-графского имения. Однако какая его на самом деле была роль, выяснить нашей редакции пока не удалось – если Руслан Прокопишин пожелает внести ясность, то “Брянский ворчун” обязательно даст ему слово.

Просто очень хочется, чтобы храмовые росписи не повторили печальную судьбу дворянского имения. Ни в Лужках, если они там останутся, ни при заявленном переезде в Клинцы.

Фото: Артур Беляков, Государственный Исторический музей, ГТРК “Брянск”, Сергей Рыжанов

Историческая справка

Понятие «Ветка» утвердилось в научной литературе и обиходе как название идеологического и историко-культурного центра старообрядческих слобод пограничной территории юго-запада России. Как колония Стародубья, Ветка была основана в 1682-1684 годах беглыми жителями Москвы во главе с попом Козьмою из московской церкви Всех, Святых на Кулишках. Благодаря удаленности от власти и защищенности государственной границей она приобрела первенствующее значение и стала метрополией, или новым Иерусалимом, для всего старообрядческого мира.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Кнопки тут не просто так! Нажав их вы отправите эту новость своим друзьям.

Брянский ворчун

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: