Парк Толстого быстро и верно превращается в труху: он как зеркало Брянска в мрачную эпоху мэра Макарова

Авторская колонка

Легендарный, небольшой и еще недавно волшебный парк-музей имени А. К. Толстого стремительно теряет свои знаменитые деревянные скульптуры. Те немногие, что уже сейчас считаются классикой. Обидно, год-два и наверняка окончательно погибнут прелестная “Деснянка”, правитель седой старины “Князь Роман Брянский”, “Колдунья” (она же “Баба-Яга”), почему-то не вызывающая патриотизма у властей города стела “Салют, Победа!” и даже любимые всеми “Емеля и Щука”. Подробнее в нашем печальном фоторепортаже.

Сегодня днем, 5 сентября, в 205-й День рождения писателя и графа Алексея Толстого в названном его именем в 1974 году парке – самом известном из всех парков Брянска – торжественно, под звуки городского духового оркестра откроют три новые деревянные скульптуры. Каждая из них, как давно уже заведено, получила яркое название. С глубоким, дарованным еще классиком смыслом – вот эти скульптуры: “Сила мысли”, “Зри в корень” и… “Одно яйцо два раза не высидишь”.

Впрочем, это все же пока деревянные новоделы. Об их художественной ценности и привлекательности еще предстоят горячие споры. Деревянные чушки превратили в скульптуры мастера-резчики Андрей Вишневский, Андрей Кондрашов и Федор Янин (на фото ниже).

Новые скульптуры вырезали во время июльского тематического фестиваля. Его приурочили к столетию легендарного экс-директора парка и Почетного гражданина Брянска, фронтовика Валентина Динабургского. Он сделал из обычного парка не только музей под открытым небом (о другом, отдельном музее под крышей “Брянский лес”, загадочно сгоревшем, сейчас уже не вспоминают даже), но и настоящую “картинку”. Правда, если бы Динабургский дожил до наших дней, он опечалился бы наверняка от вида и состояния своего детища. Так запустить его требуется талант…

Талант этот есть, нет сомнений, у поставленного властями Брянска (мэром Макаровым и главой горсовета Дбар) несколько лет назад руководить всеми парками областной столицы, включая парк Толстого, молодого муниципального депутата Сергея Сенина. Без должного опыта, вероятных знаний, а главное, желания что-то поменять к лучшему. Такого желания, кажется, Сенин не испытывал ни тогда, ни теперь. Приличное денежное содержание капает, и ладно.

А деревянные скульптуры в парке Толстого пусть и дальше гниют на корню и разрушаются. Отремонтировать их, немного подлатать, убрать гниль, покрыть защитным раствором – нет, ни к чему. И так сойдет. Лучше новые сделаем. На них, вероятно, больше денег выделят. Хоть новоделы мельче, неказисты и не столь ярки.

Накануне редакция “Брянского ворчуна” снова прогулялась по парку-музею имени А. К. Толстого. И не смогла скрыть негодования, всмотревшись в который раз, до какого ужасного состояния довело парковое руководство во главе с депутатом Сениным (а с ним и мэр Макаров) некогда замечательное общественное пространство.

Газоны почти все пустые – запоздало высаженных цветов не видно нигде, считай, кроме памятника графу и писателю. Трава опять отказалась расти между деревьями. Значительную часть парка занимает огороженный участок с едва ли не постоянно сдутым огромным батутом. Колесо на деревянном фонтане, которое раньше потоками ниспадающей воды крутили черти, не крутится, а сам фонтан не работает…

Особая боль – известные с детства и почти пришедшие в негодность деревянные скульптуры. Не новоделы последнего десятилетия: слабая копия “Мадонны”; дразнящая с ветки лису ворона жуткого черного цвета; странного вида зайцы, замершие перед непутевым охотником… А те самые скульптуры, руку к которым успели приложить настоящие мастера “прошлого”.

У прелестной и грустной “Деснянки” скульпторов Орлова и Херувимова, полусгнившее уже основание. Того и гляди, завалится. А еще серьезные потертости на “платье”, которые никто почему-то не удосуживается вовремя устранить.

Не дотянет вошедшая во многие каталоги мира “Деснянка”, чувствуется, до своего 50-летнего юбилея. Погубит ее управленческое безразличие.

Это же безразличие не лучшим образом сказывается и на скульптуре чуть помладше, 1978 года, “Князь Роман Брянский”. Она также установлена в самом центре парка. У правителя седой старины из рода Рюриковичей разбито правое плечо, будто он и правда получил серьезное ранение в битве. Те же проблемы с основанием, много трещин, которые не конопатятся и не предотвращаются, много мест с облезшим лаком.

В нескольких метрах от князя и деснянской красавицы замер в раздумье, занеся за голову руку, прикольный “Емеля”. Насчет возраста этой скульптуры есть разные данные – некоторые утверждают, что это не оригинал. Не важно. Если копия, то очень удачная. Неудачно выкрашенная очень темной морилкой. Давно очень, правда.

Видно, что многие лета, и уж тем более в правление Сенина, никто об Емеле не заботился. Равно как и об его “Щуке”, расположенной напротив: например, от ручки на ведре, из которого выглядывает волшебная рыбина, мало что осталось.

Не везет и самой “молодой” из погибающих “раритетов” – всего-то 1992 года скульптуре мастера Андрея Мушинского “Колдунья” (неофициальное название “Баба-Яга”). На плечах у старухи сидят непростой кот Василий, с которым она постоянно перешёптывается, и мудрейшая из птиц Сова.

Многие отмечают колкий и проницательный взгляд Колдуньи. Но говорят, что никакой пакости от нее ожидать не стоит – ни сглаза, ни наговора, ни ворожбы. Покой старого парка лишь охраняет, поэтому никакого зла никому не причинит. А следовало бы, видимо, кое-кого и хотя бы ненадолго превратить в канцелярскую крысу… Или в офисного таракана. Дабы задумались, что нельзя так вот беспардонно с художественно-культурным наследием обращаться.

Невероятно красивая скульптура “Колдуньи”, установленная напротив затихшего фонтана, тоже скоро может приказать долго жить. Голова сидевшего на плече старухи ворона уже утрачена. Ее глаза также полны невидимых слез…

Отдельно стоит сказать о стеле “Салют, Победа!”, стоящей рядом с детским игровым комплексом – тоже “убитым”, к слову. Верх этой скульптуры, одной из самых высоких в парке и установленной в честь 30-летия Великой Победы, то в 1975 году, давно уж сгнил…

Скорее всего, внутри стела тоже в плохом состоянии. Но ее никто не ремонтирует, не пытается восстановить – ждут, видимо, пока сама полностью развалится. Есть такая “традиция” в Брянске, укорененная при мэре Макарове. И мы еще, эхе-хе-хе, о каком-то патриотизме говорим…

Не полноценен стал и круговой скульптурный ансамбль 1981 года “Сошлись семь мужиков”. Шестеро из них остались (причем один новодел) – куда-то подевался “Хлебопашец”.

Вместо этого мужичка зияет дыра в земле и пустое место. Руководство парка сохраняет олимпийское спокойствие – у всех разное понимание о красоте.

Не в лучшем виде пребывает и скульптурная группа на входе в парк. Потертости, трещины, общий непритязательный вид.

Зато рядом открывают торжественно три новые мини-скульптуры. Интересно, при таком дурном подходе к уходу как долго они вообще протянут?.. Или, чтобы долго протянули, такой цели никто как раз и не ставит? Не иначе.

Тем временем в парке-музее Толстого в Брянске открыли три новые деревянные «недоскульптуры»: яйцо, средний палец и гирю. Из-за них, почему-то нам кажется, Толстой и Динабургский крутились бы в гробу, а Алексей Константинович еще и заплакал.

Фото: “Брянский ворчун”, Брянская городская администрация, архивы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Кнопки тут не просто так! Нажав их вы отправите эту новость своим друзьям.

Брянский ворчун

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: