День в истории 27 октября: умер летописец Нестор, появление детской коляски, запуск БАМа, изобретение колючей проволоки

Читать «Брянский Ворчун» в

Чем известен день 27 октября во Всемирной и российской истории? Рассказываем совместно с онлайн-школой подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию «Шаги к вузу».

27 октября 1114 года умер легендарный русский летописец Нестор, автор «Повести временных лет». Она была написана по заказу князя Святослава Изяславича и им, вероятно, многократно правилась.

О Несторе известно немного. В 7 лет он был пострижен в монахи. Проповедовал христианскую мораль, выступал против княжеских усобиц. Причислен к лику святых. Похоронен Нестор в Киево-Печерской Лавре.

27 октября 1984 года в СССР официально запустили сквозное движение поездов по всей Байкало-Амурской магистрали, или проще говоря, БАМу протяженностью 4 тысячи километров.

Мысли о необходимости строительства БАМа возникли в русском обществе еще в XIX веке . В 1889 году полковник генерального штаба Н. А. Волошинов преодолел с небольшим отрядом тысячекилометровое пространство от Усть-Кута до Муи, как раз по тем местам, где сейчас пролегла уникальная железная дорога. Исследователь пришел к выводу, что строительство железнодорожной ветки по этому направлению технически невозможно. Возможность появилась лишь почти сто лет спустя.

Бригада строительно-монтажного поезда СМП-596 управления строительства «Бамстройпуть» Ивана Николаевича Варшавского во время укладки рельсового пути к разъезду Балбухта с восточной стороны на строительстве Байкало-Амурской магистрали. Читинская область, СССР, 15 сентября 1984 г. Фото: Леонид Свердлов/ТАСС

Впрочем, подготовка к строительству БАМа началась в начале 30-х годов прошлого века. Знаковым пунктом в его истории принято считать постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». XVII съезд ВЛКСМ объявил строительство Байкало-Амурской Железнодорожной магистрали Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. БАМ стал олицетворением поступательного движения страны вперед, продолжением Днепрогэса, Магнитки, Турксиба, Комсомольска-на-Амуре…

На БАМ отправились тысячи комсомольцев, многие из которых там остались навсегда, обзаведясь семьями, внуками. и состарившись.

Стоимость строительства БАМа в ценах 1991 года составила 17,7 млрд рублей — просто гигантские деньги. Эта стройка стала самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР.

Фотография «С таким мужем хоть на край света…»: Виктор Ахломов, 1965 год, г. Москва

27 октября 1829 в США была запатентована детская коляска. Вроде бы мелочь, но чтобы мы сейчас без нее делали…

27 октября 1873 года американский учитель и фермер Джозеф Фаруэлл Глидден из штата Иллинойс запатентовал… колючую проволоку, придав ей тот вид, в котором она используется и сегодня.

Свое детище Глидден смастерил при помощи кофемолки. Был, впрочем, в этой истории и женщина. Из большой вазы, в которой жена Джозефа Люсинда хранила свои заколки для волос, стали исчезать шпильки. Как-то раз, собирая белье для стирки, хозяйка заметила, что из кармана рубашки Джозефа выпали несколько пропавших шпилек. Глиддену пришлось держать ответ: он безуспешно пытается скрутить шпильку так, чтобы ее острые концы оказались непреодолимым препятствием для тех, кто пожелает преодолеть забор. Жена подсказала ему верную мысль.

Колючая проволока стала первым проволочным ограждением, способным уберечь крупный рогатый скот. Это изобретение получило широкое применение и к 1880 году революционно изменило жизнь на просторах Великих равнин США. Недорогие изгороди из колючей проволоки позволили фермерам, державшим скот, обходиться без ковбоев, а владельцам ранчо — легко защищать свои посевы от забредающих на их земли животных. Однако постепенно колючей проволокой стали ограждать и «территории», на которых оказывались люди.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Темы: , , , , , , , ,