Драматический случай, или почему онлайн-трансляция спектаклей в Брянске — гиблое дело

Ой, Хаматова! Ах, «Золотая маска»! И Миронов! «Иранская конференция»! Такие отзывы! Сегодня онлайн-трансляция в брянском кинотеатре! Всего 500 рублей! Побежали, побежали! Так говорила любимая жена. И мы побежали.

Прибежали. Соблюсти социальную дистанцию не составило труда — всего зрителей в зале было 9 (считая нас). Началось.

1. Режиссура. Виктор Рыжаков. Я запомнил эту фамилию. Надеюсь, надолго. Видел ли я в своей жизни более беспомощную, примитивную и в то же время навязчивую режиссёрскую работу?

Не факт. На сцене что-то около десятка действующих лиц, и все какие-то блёклые, неинтересные, часто одинаковые. Все датчане, а Хаматова — иранская поэтесса. Смех и грех.

Половина датчан зачем-то имитирует эстонский акцент в стиле пародий на Урмаса Отта, а Хаматова — узбекский из анекдотов. Вроде особо не пережимают, но все равно выглядит смешно. Не могу поставить это в вину актёрам — это режиссёрская ответственность.

Сцена решена так: в ряд стоят стулья, постепенно заполняемые участниками конференции, справа — что-то типа трибуны с четырьмя микрофонами. Каждый участник — оратор. Его первый выход на сцену — речь с трибуны, потом он садится на стул в ряду и по мере сил взаимодействует иногда с другими ораторами. Задник — экран, на который выводятся сверхкрупные планы докладчиков. В принципе, почему бы и нет. Но нет. И сейчас объясню, почему.

2. Сценарий. Иван Вырыпаев. Даже не знаю, кто из них больше облажался, режиссёр или сценарист? Наверное, всё-таки режиссёр. Потому что мы же знаем, что и телефонную книгу можно интересно поставить. Хотя…

Этот материал был ещё бледнее, чем телефонная книга. Два часа из пустого в порожнее десять персонажей одними и теми же словами, только в разном порядке, несут банальности про бога, личную свободу, демократию, и прочее сопутствующее.

Удивительным образом оппоненты спорят с помощью одних и тех же речевых инструментов. А предметы спора — есть бог или нету бога? Нужна личности свобода или не нужна? И т. д. Ничегошеньки не только нового, но хотя бы чуть менее банального, чем Омар Хайям (которого там благополучно и процитировали), автор текста так и не родил.

Так вот, возвращаясь к пункту №1, можно 2 часа стоять у микрофона и на тебя будет интересно смотреть, если ты говоришь что-то новое, увлекающее, возбуждающее. Но Омар Хайям с эстонским акцентом… увольте.

3. Увольте и ещё двоих — костюмера со звукорежиссёром. Крупные планы в онлайн-трансляции сыграли с костюмером злую шутку. Когда ещё до карантина мы хотели съездить в Москву на этот спектакль, самые дешёвые билеты стоили по 7000 рублей. И ещё было не достать. Короче, бюджет явно достойный.

И тут выходят на авансцену датские успешные профессора, литераторы и прочая элита, и что мы видим на крупном плане? Мы видим копеечные одноразовые костюмчики из магазина ритуальных услуг. И тряпочка, и покрой — всё говорит, что костюмер потратил бюджет куда-то не туда. Звукач. Если он, конечно, был. А то знаете, как бывает, запил человек, а вместо него попросили на кнопке рабочего сцены посидеть.

Понятно, в таком спектакле не разгуляешься — танго не танцуют, на клиросе не поют. Но тут всё время вставлялись какие-то звуки и голосовые обработки. Они появлялись ниоткуда и исчезали в никуда. Логики не обнаружилось. Возможно, стажёр только начал осваивать программу, потому что весь бюджет пришлось потратить на Любшина.

4. Актёры. Ну, вот тут сложно сказать. Играли погано почти все. Но 90 процентов состава — это ого-го какие известные знаменитости и нет сомнений, они умеют играть гораздо лучше. Значит, что?

Значит, режиссёр им такие задачи поставил. Тот же Миронов сыграл обычного себя в своей обычной роли, только немножко ускорился, как на перемотке. Другие тоже.

Любшин был очень смешной. Он же в годах уже, и то, что у него получилось — это такой старик, прима уездного театра, широкие жесты рук с трепещущими пальцами, голосовые рулады. Ему можно мемуары называть «Жизнь в ожидании поклона». С учётом совершенно пустого текста это было прямо по-настоящему смешно.

Что ещё я не охаял? Наверняка что-то осталось. Ладно, оставим. Хорошо на самом деле, что я не настоящий критик или популярный блогер, и никто из этих людей меня никогда не прочитает, а то б так обидно я не писал. С другой стороны, заслужили же. Это, как принято говорить, моё исключительно личное мнение. Но уж какое есть. Не буду ж я чужое писать.

Текст Дениса Петренко (г. Брянск) с оригинальным названием «Драматический случай» можно прочитать здесь

Темы: , , , , , , ,