Мэрия Брянска громко умолчала о скандале вокруг нового памятника “Птичка”

Мнение

Открытый в центре Брянска бронзовый арт-объект “Птичка” – фотограф XIX века с камерой-треногой и кресло для его моделей – стал еще одной редкой для столицы региона ландшафтной изюминкой. Но он мог и не появиться. Помогли упорство и вера в лучшее основателя Музея истории фотографии Романа Формина и его друга-скульптура Максима Малашенко. Рассказываем неизвестные скандальные детали.

В самом центре Брянска, напротив стадиона “Динамо”, появилась новая городская изюминка. Такая, которых в скудном архитектурно-скульптурном ландшафте столицы региона немного. Пересчитать их можно по пальцам двух рук. А если брать арт-объекты, то и одной руки будет за глаза: памятники Тютчеву, Гагарину, да вот и все, пожалуй…

Теперь есть еще “Птичка”. Порядком вымученная ее создателями бронзовая и сложная в исполнении интерактивная скульптурная композиция, состоящая из фотографа XIX века, большой камеры-треноги и кресла напротив для его моделей. Почему “Птичка”? Все просто. Раньше у фотографов была лишь одна попытка заснять человека. И тот в ответственный момент, обозначавшийся фотохудожником позабытой нынче фразой “Внимание, а сейчас из объектива вылетит птичка!”, должен был буквально замереть.

Нестандарт

Пока холодно, сумрачно и снежно, далеко не все горожане смогли и успели по достоинству оценить “Птичку”. Но когда потеплеет, этот необычный арт-объект станет заметнее и наверняка полюбится местным жителям и гостям Брянска. Станет туристической “точкой притяжения”. Однако “Птичка” вполне могла и не появиться. История появления памятника полна не только вполне понятных творческих мук, но и отдает дешевым детективом. Едва не разорившим, впрочем, создателей скульптурной композиции. Как так вышло, стало известно “Брянскому ворчуну”.

Идея создать “Птичку” могла прийти в голову только нестандартно мыслящему человеку. Таковым оказался пока не уехавший из Брянска Роман Формин. Известный фотограф-гений и подвижник, основатель и хранитель местного Музея истории фотографии – МИФа на бульваре Гагарина. Перед ним теперь, собственно, и стоит бронзовый памятник безымянному коллеге и предшественнику Формина из 19 века. Оформить и отлить идею в металле Роману помог его друг с детства и скульптур-талантище Максим Малашенко.

Не сразу все получилось. Памятник создавали на заводе монументальных скульптур в соседнем с Брянском городе Смоленске. Когда Малашенко приехал туда на генеральную сверку, то выяснилось, что получившийся бронзовый фотограф смотрит совсем в другую сторону, нежели куда указывал взмах его руки, и была направлена старинная фотокамера.

Как так вышло, никто не понимал. Требовательный даже к мелким деталям Формин настоятельно попросил Малашенко не возвращаться домой, пока все не будет исправлено.

Раскардаш

Но легко сказать. Труднее было отпилить металлическую голову фотографа и заново ее подогнать под нужный ракурс. Справились, впрочем. Кто ж знал, что это было только начало всех трудностей. Многочисленных и таких, которые в некоторые моменты казались вовсе не решаемыми. Настолько, что Формину и Малашенко несколько раз хотелось все бросить, и шёл вроде как даже разговор о закрытии МИФа. Поясним.

Формин и Малашенко не подтвердят, скорее всего. Но мы-то точно знаем, что их “Птичку” как-то сразу поддержали на самом верху городской власти Брянска – в мэрии и совете народных депутатов. И даже пообещали денег на реализацию чудесного арт-объекта. Не всю сумму, что-то чуть больше половины от требовавшихся 2 с лишним миллионов рублей. Но все же.

Правда, часть суммы, около 150 тысяч рублей, Формину пришлось доложить самому. Казенные деньги планировалось выделить в рамках жутко популярной нынче модели финансирования всего и вся – программы инициативного бюджетирования. А она предполагает, что где-то 5 процентов от требуемой суммы должен выделить “инициатор”. И не важно, что Формин изначально стремился обогатить родной город красивым памятником, а не себе его забрать. Такой порядок, понимаешь. общий для всех.

Потом и вся сумма на “Птичку” вроде бы нашлась. Приближался конец 2023 года, и в городском бюджете Брянска вызревали то ли экономная экономия, то ли некоторый профицит. Но теперь деньги Формину и Малашенко за работу пообещали лишь после проведения муниципального конкурса и заключения соответствующего контракта. Чтобы все по закону было. Не знаем, на что рассчитывали два в первую очередь творческих человека и только потом бизнесмены. Но они почти сразу оказались не единственными участниками объявленного городского конкурса на создание арт-объекта “Птичка”.

Левша

Вторым участником стала фирма из Подмосковья с символичным названием “Левша”. Достаточно известная контора, которая прежде подряжалась делать уличные скульптуры во многих городах – вплоть до Владивостока. В последнем ее творчество вызвало, к слову, весьма неоднозначные оценки горожан. Как бы там ни было, но “Левша” сумел каким-то образом сработать на понижение цены контракта и потому ожидаемо его выиграл.

Вскоре мэрия Брянска и осуществлявшая оперативное сопровождение всех вопросов администрация Советского района города во главе с молодым чиновником Денисом Семеновым ну типа вынужденно объявили, что памятник Формина и Малашенко будет… делать и устанавливать на бульваре Гагарина подмосковный “Левша”. Как так? Да вот так. Можете даже не силиться представить, что испытали фотограф и скульптур, уже вложившие в создание “Птички” больше 2 миллионов собственных рублей. В надежде на честное слово властей и на то, что деньги вскоре, до конца года им непременно вернут.

Один момент не учел “Левша” и те, кто ему, возможно, сопереживал. В соглашении о намерениях с администрацией Формин и Малашенко, как чувствовали, предусмотрели “хитрый” пункт. О том, что будущий памятник может быть создан лишь по проекту Малашенко. И ни по чьему-то больше. Что сделал “Левша”? Ожидаемо обратился к авторам “Птички” с просьбой передать эскизы и авторство проекта. Да-да, в иногородней компании намеревались сделать еще один бронзовый памятник фотографу 19 века. Хотя тот уже стоял готовый месяц как или два перед входом в МИФ.

Ходоки

Формин и Малашенко ответили отказом на просьбу невесть откуда нарисовавшегося конкурента. Затем пришлось отбиваться и от его ходоков, явно напоминавших работников высоких чиновничьих кабинетов. Те тоже просили помочь “Левше”. Мол, контракт уже заключен, деньги другим невозможно будет заплатить – ну чего вы выёживаетесь, в самом-то деле.

Борьба нанайских мальчиков продолжалась месяца два. За это время почти все прежние влиятельные и высокопоставленные обожатели и почитатели фотографа Формина как-то резко исчезли с радаров. Перестали отвечать на звонки, например. Роману давали четко понять, что не с теми совсем тягаться он решил. Он же думал, как вернуть до конца декабря взятые в долг на создание “Птички” около 1,5 млн рублей.

Роман не сломился, и был в некоторой степени вознагражден неведомыми ему силами. Пункт о создании памятника по проекту Малашенко в фирме “Левша” обойти так и не смогли. Да и не пытались, видимо. Дотянув до последнего, там признали, что не успеют, согласно условиям контракта, установить памятник к Новому году. Хотя рабочих, которые залили бетонное основание под скульптурную композицию, все же прислали.

Мыло-мочало

Право завершить контракт опять перешло к Формину и Малашенко. Но с учетом дисконта “Левши” они получили совсем не ту сумму, которую им обещали изначально. И, что называется, все равно “попали на бабки”. Однако не все их потеряли, по крайней мере. Формин смог рассчитаться с долгами и выйти “в ноль”.

Кто из “великих” после всего этого кусал локти, мы примерно представляем. Но промолчим. Как это сделали мэрия Брянска и администрация Советского района города, промолчавшие о скандальной предыстории установки “Птички”. Официальное сообщение о появлении в центре столицы региона нового бронзового памятника уместилось в 5 скромных предложений – даже городского “супермена” Антошина по обыкновению в нем не упомянули и не похвалили.

Конец кольца

Ну и последнее, тоже важное. Художественный образ “Птички” не завершен. Требуется установить рядом с ней изысканное освещение, а постамент замостить красивой клинкерной плиткой. На это нужно другие большие деньги. Их искать Формин и Малашенко решили, по нашим данным, уже без помощи властей – дороже обойдется, не ровен час. Получится или нет, покажет этот год.

Не случайно краткий отчет об открытии “Птички”, опубликованный в ВК-сообществе МИФа, оканчивается словами: “Довести до совершенства нельзя оставить как есть – где ставим запятую?”.

Когда точка не самоцель. Главное, чтобы вылетела птичка.

Фото Сергея Зятикова, Марины Свиридовой и “Брянского ворчуна”

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
( 10 оценок, среднее 4.5 из 5 )
Кнопки тут не просто так! Нажав их вы отправите эту новость своим друзьям.

Брянский ворчун

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: