Отреставрированный брянский мемориал воинам-водителям утратил гвардейские знаки

Мнение

На гранитные постаменты знаменитого памятника воинам-водителям, встречающего автомобилистов и их пассажиров при въезде в Брянск, вернули после реставрации две грузовые полуторки времен Великой Отечественной войны. Они похорошели. Как и сам мемориал. Который стал еще дальше от своего исторического облика.

Реставрация легендарных грузовичков-полуторок марок “ГАЗ-АА” и “ЗИС-5” длилась почти два месяца. Обновлением и приведением в надлежащее состояние автомобилей времен Великой Отечественной войны занималась крупная местная компания “Стройсервис” (или ее “дочки”). Этому предприятию в последние годы брянские власти доверяли ремонт и реконструкцию много каких объектов в областном центре и за его пределами: памятники, площади, скверы, прилегающие территории. Отзывы по результатам работ были самые разные.

Казенный контракт на реставрацию фронтовых полуторок и ремонт гранитных постаментов под ними был оценен в 11,55 млн рублей. Хотя изначально в областном департаменте промышленности и транспорта, объявлявшим в конце сентября тендер, резервировали “на капремонт части Мемориального комплекса Памятник воинам-водителям” чуть более 16 млн рублей. Поступило 4 заявки, одна из которых ( самая “дорогая” – на 15,4 млн рублей) вскоре была отозвана. Осталось три, очень похожих, – их податели готовы были провести реконструкцию за куда более скромные деньги: от 12,11 до 11,55 млн рублей.

Победителем тендера объявили “Стройсервис” (одну из ее “дочек”). На ближе к финалу реконструкции, которая должна была завершиться еще 11 декабря, вдруг выяснилось неприятное. Хотя и вполне ожидаемое в таких ответственных делах. Реставрационных работ оказалось больше, чем предполагали. Контракт пришлось продлить на 9 дней. И в среду, 20 декабря, известные каждому брянцу и многим россиянам, приезжающим в Брянск на автотранспорте по трассе Р-120, грузовички установили с помощью большого крана на свои прежние места.

Полуторки буквально засияли после реставрации, спору нет. Их покрасили и, вероятно, заменили на машинах стекла и фары, обновили номерные знаки. Преобразились также основания постаментов, ступени памятника, плитка под флагштоками. В четверг, 21 декабря, подрядчик обещал убрать с объекта строительный мусор. Но позабытым оказался важный исторический момент. О нем “Брянскому ворчуну” рассказали местные краеведы.

Брянский памятник воинам-водителям не единственный в России и бывших республиках СССР. Но он первый такого рода. Был открыт в 1968 году в преддверии 25-летней годовщины освобождения Брянщины от немецко-фашистской оккупации. Полуторки же появились на мемориале спустя 11 лет, в 1979 году, когда провели первую реконструкцию памятника. Позже, в 2004-м и 2019-м годах были проведены еще ремонты мемориального комплекса. Но именно в 1979 году на постаментах вместе с полуторками появились два гвардейских знака. Что очень важно.

Место для памятника воинам-водителям – в 6 км от Брянска близ поселка Осиновая Горка – было изначально выбрано не случайно. Здесь в самом начале Великой Отечественной войны появилась 18-ая Барановичская автомобильная бригада, которую укомплектовали водителями и автотранспортом брянских предприятий. Она прошла путь от Москвы до Берлина, получив за боевые заслуги орден Кутузова и звание Краснознаменной.

Когда с постаментов, в какой из современных ремонтов памятника, исчезли гвардейские знаки, наши собеседники сказать затруднились. Это могло произойти и 19 лет назад, когда полуторки впервые отправляли на реконструкцию, и уже при губернаторе Александре Богомазе – в 2019 году. Хотя нельзя исключать, что и между этими датами могли невесть куда подеваться с постаментов гвардейские знаки. Однако факт остается таковым – их больше нет.

Не появились гвардейские знаки и при нынешней, последней по времени реконструкции. Несмотря на то, что этого активно добивались, как нам стало известно, известные еще в недавнем прошлом и уже упокоившиеся брянцы. Архитектор-дизайнер Александр Панченко (на фото ниже слева) и экс-мэр Брянска, затем начальник Юго-Западного межрегионального управления Госавтонадзора ЦФО Виктор Дакше (на фото ниже справа). Появился же памятник воинам-водителям благодаря стараниям другой легендарной личности – Виктору Буйволову, ветерану Великой Отечественной войны, 2-му секретаря Брянского горкома КПСС с 1965 по 1985 годы. Мемориальную доску в его честь открыли пять лет назад на здании Брянской областной Думы.

Увы, сейчас уже мало кто помнит и знает, но Виктор Павлович Буйволов – тот самый человек, прошедший через войну, который приложив множество усилий для увековечивания памяти о подвигах нашего народа в борьбе с фашизмом, добился появления в Брянске и вблизи него знаковых мемориалов. Это Партизанская поляна, Курган Бессмертия, площадь Партизан, памятники воинам-водителям, воинам-летчикам и воинам-танкистам.

Проходят годы, и многое забывается, безусловно. И нередко важное. Так произошло, видимо, и с брянским памятником воинам-водителям. Сейчас он оказался еще дальше от своего исторического облика. Жаль.

Фото из личных архивов читателей “Брянского ворчуна”, пресс-службы правительства Брянской области, газеты “Брянский рабочий”, Александра Чернова, телекомпании ГТРК “Брянск”

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Кнопки тут не просто так! Нажав их вы отправите эту новость своим друзьям.

Брянский ворчун

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: