Кто виноват, что угодившие в Брянске на 51 школе в роковое ДТП девушка и парень сдали на водительские права с 9-й и 12-й попыток

Читать «Брянский Ворчун» в

Общественная дискуссия на тему вынесенного в заголовок этой редакционной колонки-мнения риторического вопроса назрела давно. Но никто не спешит обсуждать важное для всех. Продолжая плодить на фоне всеобщего лицемерия дурные комментарии типа «Нельзя давать водительские права молодым!».

Циничное молчание на смерти

Цинично молчат все, как мы заметили. И расплодившиеся брянские автошколы с заоблачными расценками на свои услуги, и частные инструкторы по вождению, и руководство управления ГИБДД по Брянской области. Пресс-служба последней обнародовала 12 октября детали случившегося накануне, снова на Московском проспекте в Брянске, жуткого и рокового ДТП — в этот раз на 51-й школе.

В аварии погибла 18-летняя девушка, а еще двое получили тяжелые травмы, в том числе головы и внутренние кровоизлияния. Врачи борются за жизни несовершеннолетнего, 17-летнего парнишки и 19-летней автоледи — подруга скончавшейся пассажирки «Ауди 80». Водитель второй угодившей в страшную аварию на Московском проспекте машины — внедорожника Renault Duster («Рено Дастер»), ему тоже всего 18 лет, вроде как не пострадал.

Виновной в случившемся могут признать, скорее всего, 19-летнюю автоледи, находившуюся за рулем Audi 80. Она при повороте налево со стороны улицы Чкалова не пропустила двигавшийся по главной дороге внедорожник со столь же юным водителем. Но даже не это их объединяет, хотя судьба и свела их вместе на одной дороге.

Они еще и столько раз сдавали? Ну понятно все…

В ходе доследственной проверки установлено очевидное: оба водителя — и девушка, и парень — имеют стаж управления транспортными средствами менее двух лет. Больше они не могут иметь просто в силу возраста. Девушка, как особо отметили в ГИБДД, получила водительское удостоверение совсем недавно, в июле 2022 года. Но с 12-го раза — ранее справиться с практической частью экзамена для кандидата в водители у нее не получалось. Юный водитель Renault Duster права получил тоже в этом году, но чуть раньше — в мае 2022 года. Однако и он, заявили в Госавтоинспекции, видимо, почти с осуждением, осилил практическую часть водительского экзамена только с 9 раза.

Хотя что 12-я попытка, что 9-я, — разницы особой нет, на самом деле… Но это все же не т о же самое, что «взять измором». Тут другое и многогранное. Тем более что сейчас сдача экзамена примерно с 7-го или даже 10-го раза стала неким «стандартом.» В том смысле, что раньше его сдать можно лишь скромно надеяться.

Есть подозрение, что сдававшие столь долго на водительские права указанные девушка и парень все же способны к постижению водительского мастерства. А не глупы, как их невольно стараются представить в официальном сообщении от ГИБДД. Очередные попытки сдать практическую часть водительского экзамена даются по регламенту ГИБДД не чаще, чем раз в две недели. Но обычно такое право обломавшиеся кандидаты в водители получают в МРЭО Госавтоинспекции один раз в месяц. Плюс, если не сдал с восьмого раза, то придется заново сдавать теоретическую часть экзамена, или «билеты на компьютере». С этим вот как раз мало у кого возникают длительные сложности.

Иначе говоря, угодившие в аварию на Московском проспекте автоледи и ее «визави» мучились со сдачей водительского экзамена около года или чуть больше. Все это время, видимо, раз в месяц их упорно «заворачивали» обстоятельно-придирчивые инспекторы МРЭО ГИБДД. Те, что проводили «экзамены по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения». Так правильно называется практическая часть водительского экзамена, если что.

Тайно-негласный циркуляр

Придирались к этим конкретно молодым людям инспекторы во время сдачи экзамена или нет, сейчас сложно сказать. Все, конечно, записывается на установленный в машине ГИБДД регистратор, но не все видеозаписи, очевидно, сохраняются долго. А если и сохраняются, то плох тот экзаменатор, который в силу опыта и лучшего понимания предмета не способен на самом простом завалить студента, объяснив свою правоту. Зачем валить — вопрос отдельный.

Но есть негласное мнение, что инспекторам-экзаменаторам ГИБДД не так давно спустили такой циркуляр: как можно дольше не допускать обучившихся на вождение до того самого «управления транспортным средством в условиях дорожного движения». Чтобы меньше случалось аварий, дескать, по вине неопытных водителей. Потому как качество и уровень их подготовки в автошколах оставляет, мол, желать лучшего.

А ведь больше нигде, кроме как в автошколах, сейчас нельзя получить сертификат о состоявшемся обучении на водителя. Самостоятельное, посредством родственников или старших товарищей обучение ПДД запрещено уже несколько лет. Что имеем в результате этого замкнутого круга?..

Сейчас в Брянской области только 7% кандидатам в водители удается сдавать экзамен на водительские права с первого раза! Об этом в июне 2022 года рассказал начальник МОРЭР и ТН регионального управления ГИБДД Роман Казаков в интервью телеканалу «Брянская губерния». С одной стороны, принимающие практическую часть экзамена инспекторы МРЭО цепляются к неофитам нередко по каждой ерунде — без сантиментов снимают им баллы, которых всего-то пять.

Достаточно допустить на экзамене одну или две ошибки, нередко случайные или от понятной неопытности, и все — «гуляй, Вася»! Это может быть задетый и включенный в нервозности рукавом указатель поворота, превышение скорости уже на 1 (!) километр в час, а не на 19 километров, как «можно» сдавшим экзамены водителям. И прочее-прочее. Кроме того, обязательные упражнения на автодроме («гараж», «параллельная парковка», «эстакада») и «вождение в городе» немногие могут сдать сразу. Мало у кого хватает сил, нервов и выдержки осилить и то, и другое за раз.

Кандидаты в водители резко поглупели?..

Ну а то, что есть упомянутый циркуляр «по не сдаче», можно не сомневаться с большой долей вероятности. Достаточно посмотреть хотя бы на попавшуюся нам в Интернете ведомость с «Оценкой результатов сдачи экзаменов кандидатами в водители, прошедшими профессиональное обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по подготовке водителей транспортных средств за 6 месяцев 2020 в Брянской области». В этом официальном документе, выложенном в открытый доступ, приведены интересные данные: выпускники большинства брянских автошкол практический экзамен сдавали с первого раза в среднем от 30 до 50 процентов, то есть каждый второй кандидат в водители.

Остается только догадываться, что произошло за минувшие два года: почему нынешние кандидаты так стремительно «поглупели», уронив общий показатель успешной сдачи экзаменов сразу до позорной и пугающей планки в 7 процентов…

Между тем в автошколах и в ГИБДД упорно молчат, что пока обломавшиеся кандидаты в водители раз от разу пытаются сдать экзамены (раз в месяц), они также мучительно пытаются не забыть все то, чему их там обучили. А еще как жать на педали — многих же учат ездить «на ручке», да и «автомат» требует сноровки, особенно если машину видишь впервые. С этой целью кандидатам-неудачникам приходится брать дополнительно и на стороне совсем не дешевые уроки вождения. Стоимостью от 1000-1500 рублей, за один час! И теперь у частных инструкторов: автошколам выпорхнувшие из них ученики не нужны, как правило.

И карточку принесите!

Все инструкторы по вождению так или иначе знают друг друга. Потому «передают» учеников между собой и советуют коллег по цеху, у кого стоит заниматься, дескать, а у кого не обязательно. О таком финансовом доении кандидатов в водители знают наверняка и в ГИБДД. Но не признаются. Продолжают раз от раза «банить» вновь приходящих на экзамены. Чтобы они, вероятно, снова и снова брали дорогие частные уроки вождения.

А если кто пожелает сдавать повторный экзамен на машине инструктора или автошколы, тот платит за каждую попытку 2000-2500 рублей (не в ГИБДД). Мало кто сдается и все бросает в течение первого года. Рынок услуг и денежных потоков складывается фантастический, если задуматься.

А когда кандидат после автошколы или дополнительно нанятого инструктора приходит на экзамен, то ему нередко и настоятельно советуют (не в Госавтоинспекции) принести 500 рублей на покупку флэш-карточки для видеорегистратора в машину экзаменатора. Ну чтобы запись процесса сдачи экзамена не затерялась — так объясняют кандидатам.

Мы выяснили в ходе подготовки этой колонки, правда, что в МРЭО ГИБДД и своих таких карточек хватает. Нам даже показали коробку с их запасом: дескать, не выдумывайте ерунды — у нас все есть. Но вот загвоздка: кандидаты (пусть и не все, возможно) продолжают приносить по 500 рублей «на карточки». А таких кандидатов только в этом году в регионе набралось что-то около 5000 человек. Не слабо.

Чтобы научиться ездить — надо ездить

Многие будут наверняка зло усмехаться: вот какие у нас, дескать, сейчас пошли водители — сдают по столько-то раз на права, и все равно ездить, мол, не умеют. Но это все напускное, лишь кончик айсберга всех проблем. Дело не всегда в молодых водителях или в их небольшом стаже вождения.

Причем, если кто-то думает, что ошибки на экзамене в реальных дорожных условиях могут стоить жизни, поэтому правильно, что неудачников не допускают до вождения, будут в корне не правы. Никто не знает, что именно может привести к аварии — своя ли неаккуратность, плохое дорожное покрытие (Московский проспект «славится» страшной колейностью и ухабами), взорвавшееся вдруг колесо или чужое лихачество, а может совокупность самых разных случайных обстоятельств…

Тем временем подготовка будущих водителей в местных автошколах, кажется, действительно должна стать лучше, а ее уровень — выше. Хотя бы для того, чтобы оправдывать свои высокие расценки — от 28 000 рублей — и перестать попусту пыжиться от осознания собственного педагогического величия. Возложенная на автошколы государственная функция по подготовке будущих водителей как бы и не выполняется в полной мере.

Кстати, чем дольше не выпускать кандидатов в водители на дорогу, полную неожиданностей, тем они позже смогут получить нужный опыт. Как говорит один брянский инструктор, «чтобы научиться ездить — надо ездить». А не сдавать без конца экзамены — они ума и «готовности» вряд ли добавят. С выходом на дорогу придет и понимание, скорее всего, как все на ней реально обстоит.

Страх одолевает от вождения опытных водителей

А обстоит на дороге все так, что подавляющее число «опытных» водителей, смотря друг на друга, ездят совсем не по правилам. Не по тем Правилам дорожного движения (ПДД), выполнения которых так настойчиво требуют инспекторы МРЭО на экзамене.

— В Брянске и многих наших райцентрах поражает «безбашенность» и полное отсутствие не то что уважения одних участников дорожного движения к другим, но и их полное игнорирование, — считает знакомая нашей редакции, и с ней могут согласиться многие.

Но искоренить хамство на дороге каленым полосатым жезлом и наплевательское отношение к ПДД со стороны многих матерых водителей в ГИБДД пока не смогли. И даже близко к этому приблизиться не сумели. Вместе с тем огромное внимание уделяется кандидатам в водители. Которые, вырываясь-таки на волю, то ли из принципа, то ли из вредности начинают плевать на ПДД.

Сплошное лицемерие, в общем.

Фото: «Брянский ворчун», ГИБДД и МЧС

Темы: , , , , , , , ,